ЖКУ

Пособие для второго поколения чернобыльцев

Последнее обновление: 24.03.2021

С момента чернобыльской трагедии прошло уже более 30 лет, но правительство РФ до сих пор несет ответственность перед пострадавшими лицами.

Она проявляется в виде мер по пенсионному обеспечению чернобыльцев и оказанию им социальной помощи в виде льгот и различных компенсаций.

Подробнее о том, какие положены льготы чернобыльцам в 2022 году в РФ, кто ими может воспользоваться, а также как получить удостоверение чернобыльца, читайте далее.

Нормативно-правовая база

Пособие для второго поколения чернобыльцев

  1. Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 N 1244-1.
  2. Налоговый кодекс РФ.
  3. Трудовой кодекс РФ.

Кроме того, дополнительные региональные льготы (например, скидка на проезд в общественном транспорте) вводятся на усмотрение субъектов федерации в зависимости от наполненности местного бюджета и оформляются региональными законами. Некоторых из них будут рассмотрены ниже.

Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы

К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

  • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
  • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
  • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
  • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

Всего есть 4 категории чернобыльцев:

  1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
  2. Вторая.

Какие льготы и выплаты положены чернобыльцам (вдовам) в 2021 году

Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1, последний раз измененный законодателем в апреле 2020 года, является основным нормативным актом, регулирующим статус чернобыльца. Он устанавливает социальные гарантии и льготы чернобыльцам.

Основной целью названного акта является социальная поддержка граждан, которые пострадали от неблагоприятных факторов, возникших после чернобыльской катастрофы.

Права чернобыльцев

Законодатель устанавливает ряд прав для лиц, пострадавших от радиации после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Среди них:

  1. Право на возмещение вреда здоровью.
  2. Право на возмещение вреда имуществу.
  3. Право на возмещение вреда за риск, возникший в результате проживания в местности, которая подверглась заражению радиацией.
  4. Право на возмещение вреда за риск, возникший из-за работы на территории, подвергшейся радиоактивному заражению.
  5. Право на социальную поддержку.

Условия проживания на территории, зараженной радиацией

Одним из важнейших факторов при принятии решения о необходимости социальной помощи гражданам является уровень радиоактивного излучения в той области, где они постоянно проживают или осуществляют трудовую деятельность.

Доза негативного излучения измеряется специалистами в зивертах. Так, согласно положениям ч. 2 ст. 6 закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, допустимым признается показатель облучения, который не превышает 1 мЗв (миллизиверт).

Программа отселения чернобыльцев

Закон установил, что лица, находящиеся в зоне облучения, должны быть отселены от опасных населенных пунктов в рамках Единой государственной программы.  При этом гражданам оставили возможность самостоятельно выбирать место проживания согласно данным о радиационной обстановке и предельных дозах облучения на зараженной в результате катастрофы территории.

Область, загрязненная радиацией

Вся зона, подвергшаяся негативному радиоактивному воздействию вследствие катастрофы, была разделена на 4 территории, в которые вошли:

  1. Область отчуждения. Это земли, расположенные вокруг здания АЭС, из которых было эвакуировано население. На данной территории прямо запрещено постоянное проживание населения. Законодатель ограничивает возможности природопользования и хозяйственной деятельности, производимой в данной области.
  2. Область отселения. Отселение жителей этой зоны на другие участки осуществляется до понижения риска радиационного ущерба. Лица, принявшие решение о выезде с загрязненной радиацией территории, могут рассчитывать на социальную поддержку и возмещение вреда. 
  3. Зона, где проживают лица, имеющие право на отселение. В данной зоне ведется постоянный медицинский контроль состояния здоровья граждан. Здесь проводятся мероприятия по охране здоровья жителей, а также по снижению риска заболеваемости населения. Граждане, которые выезжают с территории, где показатель излучения превышает допустимый уровень, имеют право на установленные российским законодательством льготы.
  4. Зона, где проживают граждане, имеющие право на социально-экономические льготы. Эта территория с допустимым уровнем радиации.

Льготы, установленные российским законодательством для чернобыльцев, могут получить следующие категории граждан:

Пособие для второго поколения чернобыльцев

  • Граждане, которые перенесли лучевую болезнь или другие заболевания, возникшие после радиоактивного облучения в результате чернобыльской катастрофы или вследствие осуществления деятельности по ликвидации последствий этой катастрофы.
  • Лица, получившие статус инвалида в результате облучения после аварии на АЭС, в том числе:
  • Граждане, которые были командированы или временно направлены на территорию катастрофы для устранения ее последствий.
  • Военнослужащие, участвовавшие в работах по ликвидации последствий катастрофы.
  • Военнообязанные, ликвидирующие последствия аварии.
  • Сотрудники ОВД и противопожарных служб, работавших в зоне отчуждения.
  • Эвакуированное с территории отчуждения население.
  • Лица, отдавшие костный мозг для спасения пострадавших в результате радиоактивного облучения после чернобыльской катастрофы. Эти граждане могут получить льготы независимо от момента, когда произошла трансплантация тканей, и независимо от момента, когда произошло развитие инвалидности.
  • Граждане, работавшие в зоне отчуждения чернобыльской катастрофы, чьи действия были направлены на ликвидацию ее последствий, эвакуацию населения, животных и материальных ценностей. К этой категории относятся не только военнослужащие, но и медицинский персонал — врачи и другие работники лечебных учреждений.
  • Лица, эвакуированные или выехавшие из области отчуждения в 1986 году. К указанной группе относятся дети граждан, находившиеся на момент эвакуации на стадии внутриутробного развития.
  • Жители зоны проживания с правом отселения, а также граждане, осуществляющие на этой территории свою трудовую деятельность.
  • Лица, которые постоянно проживают или работают в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
  • Жители территории отселения, а также лица, работающие в этой зоне, до момента их переселения.
  • Лица, работающие в зоне отселения.
  • Граждане, переехавшие из области проживания с правом отселения.
  • Военнослужащие, проходящие службу на территории, пострадавшей от аварии.

Какие льготы получают граждане, пострадавшие от облучения

В число социально-экономических льгот, установленных для чернобыльцев, включены права граждан на:

  • Улучшение жилищных условий, которое проводится в отношении нуждающихся лиц (см.: Как получить жилищный сертификат чернобыльцам (чернобыльский сертификат)?).
  • Оплату 50% за жилое помещение.
  • Оплату 50% услуг по отоплению, водоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, платежей на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, ряда иных коммунальных платежей.
  • Оплату 50% от стоимости топлива, если оно приобретается для обогрева помещений, где нет центрального отопления.
  • Преимущественное право на оставление на работе. Оно действует, если работодатель планирует провести сокращение численности или штата. При этом преимущество чернобыльца действует независимо от его трудового стажа в организации.
  • Доплата до величины прежнего заработка при обусловленном состоянием здоровья сотрудника переводе на нижеоплачиваемую работу вплоть до восстановления трудоспособности или получения статуса инвалида.
  • Использование основного отпуска в удобное время и получение 14-дневного дополнительного оплачиваемого отпуска.
  • Выплата пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, равного 100% заработка.
  • Внеочередное вступление в число участников жилищно-строительных, гаражно-строительных, садоводческих кооперативов.
  • Внеочередное обеспечение нуждающихся лиц земельными территориями, необходимыми для строительства жилья.
  • Внеочередное право на приобретение садовых домиков.
  • Внеочередное обслуживание в ряде организаций: связи, транспортных компаниях, предприятиях ремонта транспорта и др.
  • Внеочередное оказание медицинских услуг.
  • Внеочередное обслуживание в аптечных пунктах.
  • Получение медицинских услуг в тех лечебных учреждениях, к которым они были прикреплены до наступления пенсионного возраста.
  • Внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных, лечебных и санаторных организациях. При этом чернобыльцам, имеющим детей, выплачивают ежедневные платежи в 90 руб. (эта сумма ежегодно индексируется). Они должны расходоваться на питание ребенка в одном из перечисленных учреждений.
  • Ежемесячная денежная компенсация чернобыльцам и проживающим с ними малолетним детям, выплачиваемая на приобретение продовольствия.
  • Ежемесячная компенсация за вред, причинённый здоровью воздействием радиации или работами по ликвидации последствий катастрофы.
  • Преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
  • Внеочередное трудоустройство на новом месте жительства. Оно осуществляется согласно профессии и квалификации чернобыльца. Такое право сохраняется за лицами, эвакуированными или переселившимися из области отселения. Также им гарантируются сохранение среднего заработка за 4 месяца работы и непрерывность трудового стажа. 

Льготы вдовам чернобыльцев

Вдовы чернобыльцев и иные родственники, проживающие с ними, имеют право на оплату половины площади в государственных домах и в приватизированных квартирах. Одновременно с этим им полагается 50% оплаты коммунальных услуг или цены на топливо.

Читайте также:  Могут ли быть родители или супруги инвалидов их рукоприкладчиками?

Нетрудоспособные вдовы и иные родственники умерших чернобыльцев-инвалидов, которые находились у них на иждивении, могут получать ежемесячную компенсацию.

Такие перечисления осуществляются в целях возмещения вреда здоровью. Сумма компенсационных выплат зависит от числа нетрудоспособных членов семьи и группы инвалидности умершего.

Кроме этого члены семей чернобыльцев могут рассчитывать на улучшение жилищного положения, преимущественное право оставаться на работе при проведении сокращения, внеочередное обеспечение детей местами в образовательных учреждениях.

Вдовы и иные члены семьи чернобыльцев могут получить внеочередное место в доме-интернате для престарелых.

Выплаты чернобыльцам

  • Общие выплаты для пострадавших
  • К денежным выплатам, которые перечисляются в отношении чернобыльцев, можно отнести следующие:
  • Доплата до размера прежней заработной платы, если лицо было переведено на другую работу по медицинским показаниям. Такие суммы доплачиваются трудоустроенным гражданам: • до момента восстановления их трудоспособности;• до момента установления инвалидности.
  • Пособие по временной нетрудоспособности. Его размер составляет 100% от среднего показателя заработка гражданина.
  • Ежемесячная компенсация для чернобыльцев и проживающих с ними детей в возрасте до 14 лет. Данная компенсация перечисляется с целью приобретения продовольствия и составляет 970,38 руб.
  • Ежемесячная компенсация, выплачиваемая с целью возмещения вреда здоровью. Средства перечисляются в сумме: • 20 289,67 руб. инвалидам 1-й группы: • 10 144,84 руб. инвалидам 2-й группы;• 4 057,91 руб. инвалидам 3-й группы.

Выплаты для переселившихся и эвакуированных пострадавших

С 01.02.2020 размеры ежегодной компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление составляют:

  • для инвалидов 1, 2 группы – 1 617,30 руб.
  • для инвалидов 3 группы – 1 293,86 руб.
  • для ликвидаторов 86-87 годов – 970,38 руб.
  • для ликвидаторов 88 года – 646,88 руб.
  • для ликвидаторов 89-90 годов – 323,47 руб.

Лицам, эвакуированным или переселившимся из области отселения, гарантируется перечисление таких выплат, как:

  • Компенсация материального ущерба при утрате имущества, которая включает в себя стоимость: • жилых помещений, дач, гаражей и хозяйственных построек, находившихся у граждан в собственности по состоянию на 1 января 1994 года; • домашнего имущества, зараженного радиацией; • сельскохозяйственных животных, подвергшихся облучению;• утраченных садово-ягодных насаждений и иных посевов.
  • Компенсация расходов на проезд.
  • Оплата стоимости услуг по погрузке и разгрузке багажа, которая перечисляется: • нетрудоспособным лицам; • многодетным семьям; • одиноким матерям;• одиноким женщинам.
  • Ежемесячная компенсация на оздоровление.

Приведенный перечень выплат не является исчерпывающим — их количество зависит от множества факторов: состояния здоровья гражданина, даты переселения из зоны отчуждения и т. д.

Дополнительный отпуск чернобыльцам

Чернобыльцы имеют право воспользоваться ежегодным очередным оплачиваемым отпуском. При этом начало отпуска назначается самим пострадавшим от облучения на удобное для гражданина время.

Дополнительный отпуск устанавливается сроком на 14 дней. Дети, находившиеся в области зоны проживания с правом отселения на стадии внутриутробного развития и родившиеся не позднее 1 апреля 1987 года, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск от 7 до 14 дней.

Кто оплачивает дополнительный отпуск чернобыльцам

В соответствии с нормами постановления Правительства РФ от 03.03.2007 № 136 оплата отпуска осуществляется за счет бюджетных средств. Чтобы получить оплату, гражданину необходимо обратиться в социальные органы с заявлением.

Также необходимо иметь при себе паспорт, удостоверение, дающее право на льготы, справку о размере заработка, сведения об открытии банковского счета.

Таким образом, чернобыльцам гарантируется множество льгот и выплат. Получить льготы и денежные компенсации могут не только жители и работники пострадавших от радиации зон, но и лица, направленные на территорию катастрофы с целью ликвидации ее последствий.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Чернобыльцы».

В первом чтении принят законопроект, разъясняющий систему социальной защиты внуков чернобыльцев

20 сентября Госдума приняла в первом чтении законопроект № 130593-8 о внесении изменений в Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Поправки разработаны во исполнение Постановления КС от 23 декабря 2021 г. № 54-П.

Как ранее писала «АГ», отец Айтабак Меджидовой принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и в дальнейшем был признан инвалидом. В 2019 г. у нее родилась дочь, которая стала ребенком второго поколения гражданина, пострадавшего вследствие чернобыльской катастрофы.

Женщина обратилась в Пенсионный фонд с просьбой об установлении ее дочери ежемесячной денежной выплаты, однако получила отказ со ссылкой на непредставление документов о радиоактивном облучении одного из родителей ребенка. Не найдя поддержки в судах, Айтабак Меджидова пожаловалась в КС РФ на неопределенность п. 9 ч. 1 ст. 27.

1 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Закон № 1244-1).

КС выявил неопределенность в системе социальной защиты внуков «чернобыльцев»Суд указал, что действующее законодательство позволяет в различные хронологические периоды принимать решения сначала о назначении, а затем об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты внукам пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС

КС указал, что оспариваемое положение неоднозначно толкуется в той части, в какой определяется степень родства ребенка с лицом, подвергшимся наибольшему радиационному воздействию в связи с чернобыльской катастрофой.

Неопределенным является само основание предоставления таким детям социальной защиты, предназначенной для компенсации возможных неблагоприятных для здоровья ребенка последствий чернобыльской катастрофы.

Суд разъяснил, что при реализации предписаний оспариваемой нормы – в силу неопределенности их нормативного содержания в системе действующего правового регулирования – допускается возможность принятия прямо противоположных решений по вопросу об установлении ежемесячной денежной выплаты внукам инвалидов-чернобыльцев.

В связи с этим нарушается конституционный принцип равенства, означающий помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковой или сходной ситуации, поскольку эти предписания противоречат Основному Закону.

Оспариваемое законоположение было признано не соответствующим Конституции РФ, поскольку оно в силу неопределенности нормативного содержания допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков инвалидов-чернобыльцев на выплаты. В связи с этим Конституционный Суд постановил, что федеральному законодателю следует принять меры, направленные на устранение неопределенности нормы.

Разработанным во исполнение постановления законопроектом сохраняется право на ЕДВ детей первого поколения инвалидов-чернобыльцев, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, а также обеспечивается право на ежемесячную денежную выплату детям их последующих поколений при условии, что родители (один из родителей) этих детей страдают болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения. Для приведения к единообразию наименований категорий детей аналогичные изменения законопроектом предлагается внести в абз. 1 ч. 3 и абз. 1 ч. 4 ст. 4, а также абз. 1 ч. 1 ст. 25 Закона № 1244-1, содержащие формулировки, идентичные формулировкам п. 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона.

Поправки также устанавливают, что детям второго и последующих поколений инвалидов-чернобыльцев, которым в период до 27 декабря 2021 г. были назначены меры социальной поддержки, выплаты продолжают предоставляться до наступления оснований прекращения их предоставления в соответствии с российским законодательством.

КС не принял жалобу чернобыльца к рассмотрению, но подтвердил его право на две пенсииСуд указал, что оспариваемые законоположения не предполагают возможности отказа военнообязанным, призванным на специальные сборы для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в получении одновременно двух пенсий – по инвалидности и по старости

Комментируя законопроект, адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Марина Сомова отметила, что предложенные поправки детализируют круг лиц, потенциально претендующих на меры социальной поддержки в рамках Закона № 1244-1.

Она подчеркнула, что законодательно предлагается «разбить» поколения детей с привязкой к заболеваниям их родителей, возникновение которых обусловлено воздействием радиации.

«Таким образом, для того чтобы претендовать на положенные выплаты, необходимо, чтобы в каждом поколении детей был зафиксирован факт наличия болезней, вызванных радиацией, хотя бы у одного из их родителей.

Разбивка на поколения имеется и в действующей редакции Закона, однако размытая формулировка дает основания полагать, что все последующие поколения детей после аварии на ЧАЭС имеют право на выплаты и меры социальной поддержки в рамках данного Закона. В связи с чем возникают спорные ситуации, разрешение которых требует вмешательства судебных органов. Разработанные поправки устраняют данный пробел», – считает Марина Сомова.

Адвокат указала, что по мере развития правоприменения возникает необходимость в корректировке норм, как в данном случае, по запросу общества.

Если КС РФ выявлены недоработки законодателя, прямая обязанность Суда дать указание на внесение изменений в закон, что и было сделано.

Кроме того, поскольку для реализации Закона № 1244-1 финансирование осуществляется из средств федерального бюджета, то внесение изменений в действующую редакцию является необходимым, добавила Марина Сомова.

Читайте также:  Дополнительный выходной, если в семье ребенок-инвалид

Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский обратил внимание, что проект закона практически дословно повторяет основные идеи Постановления КС, йкоторый отмечал, что государственная помощь потомкам инвалидов-чернобыльцев должна оказываться адресно и только тем, кто в этом непосредственно нуждается.

Владислав Лапинский считает, что формально решение КС было исполнено. Однако Суд указывал на необходимость доказывания лишь факта реального нарушения здоровья самого чернобыльца вследствие перенесенного облучения на АЭС и просто на наличие генетического заболевания его внука.

«Правительство же не на шутку усложнило положение потомков, так как помимо указанного Судом требуется установить прямую взаимосвязь нарушения здоровья потомка 2-го и последующих поколений от последствий не просто облучения или неблагоприятных условий жизни, а конкретно от облучения, полученного именно на Чернобыльской станции», – пояснил адвокат.

Он отметил, что радиационное воздействие может быть получено супругом ветерана, либо супругом потомка ветерана – родителем обследуемого, либо предками этого супруга в лечебных целях при лечении различных заболеваний.

Такое облучение широко используется, например, при лечении раковых больных, а исследование с помощью радиационных препаратов – один из методов медицинской диагностики различных заболеваний, добавил адвокат.

Так, он полагает, что при экспертной оценке становится невозможно исключить, что именно воздействие таких лечебных процедур или просто неблагоприятные условия жизни, неблагоприятная экология повлияли на состояние здоровья претендента на господдержку либо что они не получены от второго родителя.

«С каждым поколением доказать таковую прямую взаимосвязь будет все труднее. А это означает, что эксперт в подавляющем ряде случаев не сможет дать бесспорно однозначный ответ на поставленый вопрос о взаимосвязи дозы облучения во время ликвидации аварии и здоровья обследуемого, такой ответ практически всегда будет иметь вероятностный характер.

Это, в свою очередь, означает, что требование прямого ответа о такой взаимосвязи (как это звучит в законопроекте) является коррупционным фактором предлагаемого закона.

Однако именно это заложенное в законопроекте требование резко сократит расходы бюджета на социальную помощь, что и является конечной целью вносимого законопроекта», – прокомментировал Владислав Лапинский.

Адвокат, руководитель семейной практики КА г.

Москвы № 5 Татьяна Сустина полагает, что законопроект достаточно четко предлагает устранить установленные КС неопределенности законодательства, лишив здоровых внуков чернобыльцев прав на социальные пособия.

По ее мнению, достаточно логично, что законодатель будет выплачивать компенсации только в случае наличия реальных последствий для здоровья граждан, а не в превентивных целях защиты здоровья, как закон предусматривает сейчас.

«Очень много граждан, которые нуждаются в помощи государства сейчас в силу инвалидности или потери кормильца. Количество детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий льготников растет год от года. В нынешнее сложное время их количество будет расти стабильно и быстро, поэтому, конечно, законодатель рассматривает сейчас такой законопроект.

Действующая редакция закона хороша и гуманна, она отражает веяния своего времени, но время идет, и право как живой организм также устаревает и требует изменений согласно существующим реалиям.

В целом права внуков, родители которых имеют проблемы со здоровьем, будут защищены новым законом, поэтому особой тревоги новый законопроект не вызывает», – выразила мнение Татьяна Сустина.

Пенсионное обеспечение и социальные выплаты чернобыльцев ко Дню памяти аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2021 года исполняется 35 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. За ликвидаторами последствий радиационных аварий и пострадавшими в радиационных авариях и катастрофах после тех трагических событий закрепилось такое понятие как «чернобыльцы». Для этой особой категории граждан государство предусмотрело специальные меры поддержки.

  • Основные льготы — это досрочный выход на пенсию, а также установление пенсий по инвалидности и ежемесячных денежных выплат (ЕДВ).
  • Досрочный выход на пенсию
  • Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государственная или страховая пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа с уменьшением пенсионного возраста: участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986-1987 годах — на 10 лет (мужчинам с 50 лет, женщинам с 45 лет), участникам ликвидации аварии в 1988 -1990 годах — на 5 лет (мужчинам с 55 лет, женщинам с 50 лет).

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации, но тем не менее не являющиеся инвалидами, имеют право на снижение пенсионного возраста от 1 года до 5 лет. Для назначения государственной пенсии по старости им необходимо иметь пять лет страхового стажа.

Право на две пенсии

В отдельных случаях «чернобыльцы» могут получать и государственную, и страховую пенсии одновременно. Так, на две пенсии имеют право граждане, получившие инвалидность вследствие военной травмы (полученной при исполнении обязанностей военной службы) при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — военнослужащие срочной службы, а также лица, призванные на военные сборы.

Также право на получение двух пенсий имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца — участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и пенсия по старости (инвалидности).

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ)

Как и все федеральные льготники, «чернобыльцы» и приравненные к ним категории лиц, пострадавших от последствий радиации, имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты (далее — ЕДВ).

Помимо «чернобыльской» ЕДВ пострадавшие лица могут получать вторую ЕДВ, если на то есть основания.

Например, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные инвалидами (первая ЕДВ выплачивается как ликвидатору, вторая ЕДВ — как инвалиду).

Такое исключение предусмотрено только для лиц, имеющих право на ЕДВ как «чернобыльцы» — остальные категории граждан могут получать лишь одну выплату.

Гражданам, которые являются получателями одновременно двух выплат, набор социальных услуг (далее — НСУ) по «чернобыльской» ЕДВ предоставляется со дня назначения в денежном эквиваленте, а по второй ЕДВ автоматически предоставляется в натуральном виде. Таким образом, им нет необходимости подавать заявление о предоставлении НСУ. При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ в натуральном виде и получать НСУ в денежном выражении.

  1. Размер ЕДВ
  2. Размер ЕДВ определяется в зависимости от категории льготника, к которой относятся граждане:
  3. — инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы —2 336,70 руб.;

— ликвидаторы 1986-1987гг. последствий чернобыльской катастрофы — 2 919,02 руб.;

— ликвидаторы 1988-1990гг. последствий чернобыльской катастрофы — 2 336,70 руб.;

— граждане из подразделений особого риска — 2 919,02 руб.;

— граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне — от 731,63 руб. до 2 336,70 руб. (в зависимости от категории);

— граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча — от 584,17 руб. до 2 336,70 руб. (в зависимости от категории).

  • Также право на установление ЕДВ имеют следующие категории детей и подростков до 18 лет, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
  • — эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая детей, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии.
  • — дети первого и последующих поколений следующих граждан:
  • 1) получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы;
  • 2) инвалидов ЧАЭС;
  • 3) участников ликвидации последствий аварии в 1986-1987 годах;
  • 4) принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;

5) эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отчуждения или переселенных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отселения.При этом, право на указанную выплату имеют только дети, родившиеся после радиоактивного облучения одного из родителей.

  1. Помимо указанных категорий детей, право на ЕДВ имеют:
  2. — дети в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающие заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей;
  3. — дети первого и второго поколения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», страдающие заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей.
Читайте также:  Продажа жилья, в котором проживает инвалид

К сведению, на 1 апреля 2021 года в органах ПФР в г. Севастополе на учёте состоят 644 получателя ЕДВ, пострадавших от воздействия радиации.

Компенсационные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, в 2023 году

Льготные категории гражданМеры социальной поддержки

Компенсационные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, выплачиваются на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г.

N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в дальнейшем по тексту — Закон РФ N 1244-I) в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г.

N 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Размер компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, с 1 февраля 2022 г.*

Ежемесячные компенсационные выплаты

  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста Основание для назначения:
    • Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Основание для назначения:
    • Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
    • с 26 апреля 1986 года — 147,13 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 73,57 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
    • с 26 апреля 1986 года — 735,58 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 183,89 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом Основание для назначения:
    • Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г. Основание для назначения:
    • Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:
    • с 26 апреля 1986 года — 220,71 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 147,13 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):
    • с 26 апреля 1986 года — 1471,28 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 735,58 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
    • инвалидам I группы — 23071,70 руб.
    • инвалидам II группы — 11535,86 руб.
    • инвалидам III группы — 4614,32 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности) Основание для назначения:
    • Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа Основание для назначения:
    • Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
    • детям первого года жизни — 692,84 руб.
    • детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям Основание для назначения:
    • Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса Основание для назначения:
    • Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
    • детям первого года жизни — 692,84 руб.
    • детям второго и третьего года жизни — 602,47 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 6 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях Основание для назначения:
    • Пункт 7 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям Основание для назначения:
    • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям Основание для назначения:
    • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии Основание для назначения:
    • Часть вторая статьи 41 Закона РФ N 1244-I

Ежегодные компенсационные выплаты

  • Ежегодная компенсация на оздоровление граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения Основание для назначения:
    • Пункт 13 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы:
    • инвалидам I и II групп — 1839,06 руб.
    • инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы — 1471,28 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть первая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация на оздоровление:
    • гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I — 1103,44 руб.
    • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году — 735,58 руб.
    • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 — 1990 годах — 367,82 руб.

    Основание для назначения:

    • Статья 40 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца Основание для назначения:
    • Часть третья статьи 41 Закона РФ N 1244-I

Ежединовременные компенсационные выплаты

  • Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
    • инвалидам I группы — 36780,99 руб.
    • инвалидам II группы — 25746,72 руб.
    • инвалидам III группы — 18390,55 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
    • семьям, потерявшим кормильца — 36780,99 руб.
    • родителям погибшего — 18390,55 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I

*) С 1 февраля 2022 годакомпенсационные выплаты чернобыльцам проиндексированы исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2021 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 57 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году” в размере 1,084.

**) В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.

Сегодня в продаже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *