Существуют ли в связи с принятием нового Федерального закона «Об образовании» льготы при поступлении инвалидов в вуз?
unsplash.com
По российскому законодательству все люди, независимо от их состояния здоровья, имеют право получить профессию. Для этого государство создаёт специальные условия для россиян с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
По данным Минобрнауки РФ, в 2020 году такие ребята учились в 799 российских вузах. Высшее образование получили 3 920 человек с особенностями (в 2019 году — 3 618 человек), а в университеты поступили 8 423 таких абитуриента (в 2019 году — 6 865 человек).
Редакция Synergy Times выяснила, как и на каких условиях россияне с инвалидностью и ОВЗ могут поступить в вуз.
Из этой статьи вы узнаете
- Кого считать человеком с инвалидностью, а кого — с ОВЗ
- Как инвалиду получить высшее образование бесплатно
- Что нужно для поступления на бакалавриат и специалитет
- Может ли человек с инвалидностью получить второе высшее бесплатно
- Какие льготы имеет абитуриент с инвалидностью при поступлении в магистратуру
Часто понятия «инвалид» и «лицо с ОВЗ» используют в качестве синонимов, но это неправильно. Разница между ними есть, это совершенно разные группы людей.
Человек с ОВЗ имеет недостатки в физическом и психологическом развитии. К ним относятся нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, умственная отсталость, расстройство аутистического спектра. Такие дефекты могут быть врождёнными или приобретенными. Человек с ОВЗ нуждается в специальных условиях обучения и функционирования.
Инвалид — это медицинское и юридическое понятие. В зависимости от состояния здоровья взрослым присваивается I, II или III группа инвалидности, детям до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».
Такие люди имеют расстройства здоровья, которые ограничивают их в повседневной жизни. Например, они не могут ходить, общаться, сами себя обслуживать, работать. Причины этого могут быть разные: врождённые пороки развития, травмы, болезни.
Эти люди нуждаются в социальной защите, но не всегда им требуются специальные условиях обучения.
Инвалид является лицом с ограниченными возможностями здоровья, но не все люди с ОВЗ — инвалиды. Поэтому пользоваться льготами при поступлении в вузы могут только те абитуриенты, которые имеют соответствующую инвалидность.
Что такое профориентация: как найти своё дело самостоятельно или с помощью специалиста
Читать подробнее
Как человеку с инвалидностью получить высшее образование бесплатно
По закону в России инвалид может бесплатно получить первое высшее образование. Он вправе поступать на программы бакалавриата и специалитета на места в пределах особой квоты или на общих основаниях — в рамках общего конкурса.
Согласно статье 71 закона «Об образовании», на квоту при поступлении в вуз могут претендовать:
- дети-инвалиды;
- инвалиды I и II групп;
- инвалиды детства;
- люди, которые получили инвалидность после травмы или заболевания во время службы в российской армии.
Обратите внимание, что лица с инвалидностью III группы в 71 статье закона не упоминаются, а значит льготы при получении первого высшего образования на них не распространяются.
Размер квоты каждый год вузы устанавливают самостоятельно. По закону она не может быть меньше 10% от общего числа бюджетных мест. К тому же места должны выделяться на каждой бюджетной специальности в университете.
Но квота не закрепляется исключительно за инвалидами. По ней могут пройти и другие категории граждан, которые упоминаются в законе, — это дети-сироты и ветераны боевых действий.
Также абитуриент с инвалидностью может поступить на бакалавриат и специалитет на общих основаниях. Это имеет смысл, когда льготных мест мало и он понимает, что по баллам может не пройти.
Тогда в заявлении нужно отметить желание участвовать в конкурсе как в рамках особой квоты, так и по общему конкурсу.
При успешной сдаче экзаменов абитуриент с инвалидностью получает преимущество на зачисление при одинаковых баллах с другими ребятами.
Куда пойти учиться: мини-путеводитель по специальностям, на которые учат в университете
Читать подробнее
Что нужно для поступления на бакалавриат и специалитет
Вступительные испытания для абитуриента с инвалидностью не отменяются. Как и остальные ребята, он должен сдать ЕГЭ.
Но, если он не хочет или не способен сделать это из-за физических особенностей, тогда может сдать внутренние экзамены по профильному предмету, которые вуз проводит самостоятельно. Вуз обязан дать возможность людям с инвалидностью сдать в своих стенах аналог ЕГЭ.
И неважно, сдавали они ЕГЭ или нет. Список предметов, по которым университет проводит испытания, размещается на сайте приёмной комиссии.
Также Минобрнауки РФ даёт право инвалиду поступать без экзаменов, если он сдал государственный выпускной экзамен в школе, когда получал аттестат.
Но, чтобы абитуриент-льготник получил право учиться на бюджетной основе, только проходного балла недостаточно. Ему нужно доказать, что он относится к одной из категорий лиц, перечисленных в законе об образовании. Для этого нужно предоставить справку об инвалидности, которую выдают федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.
Ещё потребуется стандартный пакет документов. Обычно в него входят:
- заявление на поступление в вуз;
- аттестат за 11-й класс (оригинал или копия);
- паспорт (оригинал или копия);
- СНИЛС.
Многие вузы предоставляют свои дополнительные льготы при поступлении в рамках общего конкурса. О них можно узнать в приёмной комиссии или на сайте университета. Например, дополнительные баллы могут получить чемпионы или призёры Параалимпийских, Сурдоолимпийских игр и других соревнований. Эти баллы включают в сумму конкурсных баллов.
Образование для людей с инвалидностью
Поступай и учись из любой точки мира
Узнать подробнее
Может ли человек с инвалидностью получить второе высшее образование бесплатно
С 1 сентября 2022 года вступил в силу закон, разрешающий людям с инвалидностью получить второе высшее образование бесплатно. Изменения внесли в статью 79 закона об образовании. И в ней, в отличие от статьи 71, упоминаются лица с III группой инвалидности.
В законе говорится, что люди, признанные инвалидами I, II или III группы, вправе повторно получить профессиональное образование соответствующего уровня по другой профессии за счёт бюджета.
Речь идёт только о тех случаях, когда человек имеет первое высшее, но в дееспособном возрасте получил инвалидность I, II или III группы и больше не может работать по прежней специальности. Тогда он вправе поменять профессию, получив второе образование того же уровня. То есть, если учился на бакалавриате, значит в рамках особой квоты может поступить на программу бакалавриата.
Абитуриенту придётся сдать те же экзамены, что и поступающим в вуз впервые (ЕГЭ или внутренние экзамены, которые проводит университет). Также нужно подтвердить свою инвалидность и другие ограничения по здоровью через медико-социальную экспертизу. Тогда обучение оплатят из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Какие высокооплачиваемые профессии можно освоить за полгода без отрыва от работы
Читать подробнее
Возьмут ли абитуриента с инвалидностью в магистратуру
Закон не даёт льготы для абитуриента с инвалидностью при поступлении в магистратуру. Ни бюджетных мест в рамках особой квоты, ни преимущественное зачисление для него не предполагается.
Однако он может поступать на общих основаниях и просить специальные условия при сдаче вступительных экзаменов.
Эти условия прописаны в порядке приёма на обучение по образовательным программам высшего образования: бакалавриата, специалитета, магистратуры, утверждённом приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года. Они зависят от индивидуальных особенной абитуриента.
Например, вуз должен организовать место для абитуриента с нарушениями опорно-двигательного аппарата, где он сможет выполнять письменные задания на компьютере со специализированным ПО. Или эти задания ему должен надиктовывать ассистент.
Также при поступлении в магистратуру абитуриент с инвалидностью может использовать результаты ЕГЭ или сдавать общеобразовательные вступительные испытания, которые проводит вуз.
Условия приёма, в том числе список документов, на любые программы высшего образования в разных вузах могут различаться. Подробности уточняйте на сайте конкретного университета.
Как бесплатно поступить в университет: все льготы при приеме в вузы
В 2022 году в консервативной системе приема в вузы случилось большое обновление — льготы при поступлении получили военнослужащие и их дети. Рассказываем, кто еще получает преимущества, смогут ли воспользоваться преференцией дети мобилизованных и что такое прием по БВИ.
Какие есть льготы при поступлении в вуз
В 71 статье федерального закона «Об образовании» выделяется три вида льгот при поступлении в вузы:
- прием без вступительных испытаний. Это не значит, что абитуриенту вовсе не нужно сдавать ЕГЭ или внутренний экзамен вуза. Просто сданный предмет автоматически засчитается за 100 баллов. Более того, чтобы получить эту льготу, на ЕГЭ, к примеру, нужно набрать более 75 баллов;
- прием по квоте. Университет выделяет не менее 10% от общего числа мест для отдельного конкурса для льготников. Такие абитуриенты сдают экзамены, а далее ранжируются по отдельному списку;
- преимущественное право зачисления при прочих равных условиях.
Как отдельную категорию, о которой не сказано в федеральном законе, можно выделить целевой набор. В этом случае абитуриент заключает договор с организацией, которая готова оплатить обучение. После получения диплома выпускник должен отработать в этой компании или учреждении несколько лет. Если студента отчисляют или он отказывается от отработки, то ему придется вернуть деньги организации.
Как поступить в университет без вступительных испытаний (БВИ)
Формулировка «без вступительных испытаний» (БВИ) не означает освобождения от итоговой аттестации в школе или сдачи экзаменов в университете. Это значит, что предмет, по которому абитуриент получил льготу, засчитывается как сданный на 100 баллов.
Вот кто поступает без вступительных испытаний:
- победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. Это главное образовательное соревнование среди обучающихся, которые проходят несколько этапов, начиная со школьного и заканчивая федеральным. Олимпиада проходит по 24 предметам. По этой льготе можно поступить только в один вуз. Абитуриенты, как правило, подают заявления в пять вузов, но претендовать на БВИ можно только в одном из них и только по одному предмету.
- призеры и победители олимпиад школьников из перечня Минобрнауки. Олимпиад много — более 80. Но все они делятся на три уровня — 1, 2 и 3. И только победа в олимпиаде первого уровня позволяет поступить в любой российский вуз без вступительных испытаний. За второй и третий уровень полагаются дополнительные баллы либо поступление в университет, который организовал олимпиады. Все соревнования здесь;
- члены сборных команд России, которые участвовали в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. Если вы участвовали в соревнованиях по информатике, то воспользоваться льготой можно только при поступлении на специальность, которая связана с информатикой;
- победители Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр;
- чемпионы мира, Европы. Это достижение дает право поступить без конкурса только на специальности по направлению «физическая культура». В ином случае — только дополнительные баллы.
При поступлении нужно предоставить только аттестат и дипломы, которые подтверждают победу либо призовое место на тех или иных соревнованиях. По олимпиадному предмету также необходимо набрать не менее 75 баллов ЕГЭ.
В прошлом году появилась новая категория абитуриентов, которые получили право на поступление без вступительных испытаний. Это дети военнослужащих, которые погибли либо получили ранение во время специальной военной операции. Также дети тех, кто удостоен звания Героя РФ либо награжден тремя орденами Мужества. Вот о ком идет речь:
- военнослужащие, в том числе мобилизованные и контрактники;
- добровольцы, которые заключили контракт;
- сотрудники МВД, ФСИН, Росгвардии и других федеральных органов, в которых предусмотрена военная служба.
Абитуриенты, которые воспользуются этой льготой, также получают максимальный балл по одному из предметов. Это не касается творческих и профессиональных направлений — например, чтобы поступить в театральный вуз, проходить смотр у мастера курса все равно придется.
Как поступить в университет по квоте
До 2022 года в российских университетах выделялось 10% от всех бюджетных мест по специальности для следующих категорий:
- абитуриенты с инвалидностью I и II групп и инвалидностью с детства;
- абитуриенты с инвалидностью, которую они получили во время военной службы;
- сироты;
- ветераны боевых действий.
Как и все абитуриенты, они поступают по ЕГЭ либо сдают внутренние экзамены университета. С этими результатами они ранжируются не в общем списке, а проходят отдельный конкурс среди тех, кто проходит по квоте. Получается, что если на специальность выделено 10 бюджетных мест, то по квоте пройдет только один абитуриент — тот, кто набрал больше баллов.
В 2022 году появилась еще одна квота — для абитуриентов, если их родитель-военнослужащий принимал участие в специальной военной операции. Для них выделили еще 10% бюджетных мест.
Включить в этот список детей мобилизованных и добровольцев планирует Минобрнауки до конца учебного года. На сайте ведомства уже размещен проект приказа.
Кто получает преимущество при поступлении
Помимо поступления вне общего конкурса есть льготные категории, которые получают преимущество в основном конкурсе, если у абитуриентов одинаковое количество баллов. Вот они:
- абитуриенты, которым еще не исполнилось 20 лет, которых воспитывает один родитель с инвалидностью I группы. При этом в семье доход должен быть меньше прожиточного минимума.
- абитуриенты без родителей;
- абитуриенты с инвалидностью;
- чернобыльцы;
- дети военнослужащих, если родитель погиб либо получил ранение во время службы;
- дети умерших или погибших Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы;
- дети сотрудников МВД, ФСИН, МЧС, ФСБ, если родитель погиб или получил ранение во время службы;
- дети прокуроров, если родитель погиб или получил ранение во время службы;
- военнослужащие-контрактники, если до поступления служили не менее трех лет;
- граждане, непосредственно принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия, боевых радиоактивных веществ в атмосфере, ядерного оружия под землей, в учениях с применением такого оружия и боевых радиоактивных веществ;
- те, кто участвовал в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках на военных объектах;
- военнослужащие, которые участвовали в вооруженном конфликте в Чеченской Республике и прилегающих к ней территориях, а также в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Если во время приема такой абитуриент будет поступать с теми же баллами, которые набрал абитуриент без льгот, то возьмут в первую очередь льготника.
Как воспользоваться льготами при поступлении
Для этого вам нужно приложить к подаваемым при поступлении бумагам документы, которые подтверждают ваше право на получение льгот. Полный список документов здесь.
Правила поступления для людей с инвалидностью и ОВЗ
По данным отчета Минобрнауки, в 2016–2017 году в российских вузах обучались 19,5 тысячи людей с ограниченными возможностями. Они составляют менее 1 % от общего числа всех студентов. К сожалению, не все граждане владеют полной информацией о своих правах и льготах. Но мы исправим эту ситуацию. Сегодня мы подробно расскажем о том, как абитуриенту с инвалидностью поступить в вуз.
Не все знают о своих правах и льготах
Интересный факт! Александр Васильевич Суворов – доктор психологических наук, потерял в детстве сначала зрение, а чуть позже слух. Но это не помешало ему стать автором большого числа научных работ, а также разработать несколько уникальных методик по работе со слепоглухими людьми.
Кто имеет право на льготы и привилегии
Вы имеете право на особые условия при поступлении, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов, если у вас:
- инвалидность I и II группы;
- инвалидность с детства;
- инвалидность, полученная во время военных действий или прохождения воинской службы.
Для людей с разной степенью ограничения возможностей предусмотрены одинаковые права и льготы.
Особенности сдачи ЕГЭ
Вы должны подать заявление на регистрацию не позднее 1 февраля. Позже это сделать можно только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально (но не позднее, чем за две недели до начала экзаменов). В заявлении нужно указать, какие требуются специальные условия для сдачи ЕГЭ с учетом состояния вашего здоровья и особенностей психофизического развития.
К заявлению нужно приложить подтверждающие документы:
- копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, если у вас ограничены физические возможности;
- справку или ее заверенную копию, подтверждающую инвалидность.
Вы имеете право на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа, а также на перерывы с питанием.
На экзаменах должны присутствовать ассистенты, которые окажут необходимую помощь в зависимости от ваших индивидуальных особенностей: проведут до рабочего места, прочтут задание и т. д. Вы имеете право пользоваться необходимыми техническими средствами для обеспечения собственного комфорта.
Особенности проведения ЕГЭ и вступительных испытаний для лиц с разными типами инвалидности
Для незрячих:
- Экзаменационные материалы должны быть выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа на компьютере либо зачитаны ассистентом.
- Письменная экзаменационная работа выполняется абитуриентом также рельефно-точечным шрифтом Брайля или с помощью специальной программы на компьютере. В другом случае ее можно надиктовать ассистенту.
- Предоставляются все необходимые письменные принадлежности, бумага для письма шрифтом Брайля, компьютер со специализированной программой.
Для слабовидящих:
- Обеспечивается равномерное индивидуальное освещение не менее 300 люкс.
- Предоставляется увеличивающее устройство. Можно пользоваться своим.
- Все задания должны быть напечатаны крупным шрифтом.
Для глухих и слабослышащих:
- Обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования.
- Предоставляются услуги сурдопереводчика.
Для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика.
Лица с тяжелыми нарушениями и дефектами речи могут сдавать устные экзамены в письменной форме.
Люди с проблемами опорно-двигательного аппарата или отсутствием конечностей могут сдавать письменные экзамены на компьютере со специальными программами или надиктовывать ответы ассистенту. Также они имеют право сдавать эти экзамены устно.
На экзаменах людям с инвалидностью могут помогать ассистенты
Какие есть льготы при поступлении
Для вас установлены следующие виды льгот:
- Право на зачисление без вступительных испытаний или прохождение другого экзамена.
- Поступление на бюджет по квоте при условии успешной сдачи вступительных испытаний.
- Преимущество на зачисление при одинаковых баллах с другими абитуриентами.
Информацию о льготах можно посмотреть на сайте вуза в разделах «Особые права и преимущества на зачисление» и «Квота». Там же вы найдете списки вступительных испытаний и сроки их проведения.
Как выбрать вуз
В соответствии с Законом об Образовании № 273 во всех образовательных учреждениях должны быть созданы специальные условия для обучения лиц с инвалидностью. Но на практике далеко не все вузы оснащены должным образом. Перед подачей документов узнайте, есть ли необходимые условия в выбранном вами вузе. Сделать это можно на сайте или по телефону приемной комиссии.
Фонд социальной помощи студентам «СтудФонд» создал на своем сайте карту доступности вузов. Там вы найдете информацию о том, в каких учреждениях есть пандус, лифты, указатели, специально оборудованные туалеты и возможность вызвать дежурного. Также вам поможет выбрать вуз портал инклюзивного образования.
Например, хороший опыт работы с инвалидами имеет МГППУ. У них на сайте есть вся доступная информация. Они выделяют специальный автобус для незрячих студентов. В вузе организовано их сопровождение другими студентами. Также вуз обеспечивает 100%-е трудоустройство для своих выпускников с инвалидностью.
Интересный факт! Около 25 % космических разработок создано глухонемыми инженерами, выпускниками Бауманки.
У образовательных учреждений должен быть паспорт доступности
Требования к оснащенности и штатной укомплектованности
В здании вуза должны быть:
- Минимум один расширенный вход для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, пандусы, подъемные платформы и лифты.
- В аудиториях выделенные специальные места в первом ряду ближе к входу.
- Для слабовидящих и незрячих – обеспечен пропуск с собакой-поводырем или выделен человек для сопровождения.
Также в штате должны быть люди, отвечающие за работу с инвалидами: тьюторы, социальные педагоги, психологи, сурдопереводчики, тифлопедагоги.
Требования к наличию специальных средств для обучения, в зависимости от заболевания
Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата нужны компьютеры, оборудованные:
- специальной клавиатурой (виртуальной; с большими кнопками и накладками, разделяющими клавиши; сенсорной);
- головной или ножной мышью;
- выносными кнопками;
- джойстиком или роллером.
Для слабовидящих и незрячих:
- компьютерная техника и учебники с системой Брайля (точечно-рельефный шрифт);
- звуковое воспроизведение материалов;
- программа экранного увеличения.
Для слабослышащих:
- звукоусиливающая аппаратура;
- беспроводные технологии передачи звука (FM-системы);
- мультимедийный проектор или телевизор;
- электронная доска;
- документ-камера.
В штате вуза должны быть сотрудники, которые будут работать с особенными студентами
Возможность дистанционного обучения
Если вы относитесь к маломобильной группе инвалидов, то можете выбрать обучение-онлайн. Доступно оно не во всех вузах.
При дистанционном обучении составляется индивидуальный план обучения, предоставляются все необходимые материалы. Вы сможете получать консультации от преподавателей в онлайн-режиме, общаться с другими студентами с помощью чата. Онлайн-обучение – платная услуга, но большинство вузов предоставляют людям с инвалидностью скидки. Например, МОСИ дает скидку в 40 %.
нашу статью «Дистанционное высшее образование – кому и зачем?»
Какие документы нужно собрать при поступлении в вуз
На льготных основаниях вы можете подавать документы на бюджет в пять вузов и на три специальности в каждом.
Для поступления вам нужно предоставить:
- паспорт и копии первых страниц и места регистрации, стр. 13 при наличии воинской обязанности;
- аттестат;
- 2 фотографии 3 x 4;
- военный билет (для военнообязанных);
- справку о прохождении медосмотра (если требуется);
- документ, подтверждающий ограничения по здоровью, справку об инвалидности.
Обратите внимание, с 2018 года предоставление заключения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения не требуется (ФЗ № 93 от 01.05.2017). Требование вузами таких справок незаконно.
Дистанционное образование можно получать не выходя из дома
Не бойтесь заявлять о своих правах. Верьте в себя и получайте профессию своей мечты.
Льготы для инвалидов в сфере образования
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ закрепил в качестве принципа государственной политики “адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников” (п. З ст. 2 Закона).
Закон устанавливает государственные гарантии граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии – обязанность государства создавать “гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов” (п. 6 ст.5 Закона).
В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование:
- в общих классах и группах системы общего образования,
- по индивидуальной программе на дому,
- в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Какие льготы в образовании имеют инвалиды?
- Согласно, п. 2. 12 письму Министерства образования и науки РФ от 8 августа 2013 г. № 08-1063 “О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений”, дети-инвалиды, а также дети, один или оба родителя которых имеют инвалидность, зачисляются в дошкольное учебное учреждение (ясли и садики) без очереди.
- В некоторых субъектах страны предоставляются льготы на оплату услуг дошкольных учреждениях. Согласно № 62-ПП «О Положении о порядке определения платы, взимаемой с родителей (законных представителей), за содержание детей в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента здравоохранения города Москвы и дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента социальной защиты населения города Москвы», плата за посещение ребенком дошкольных учреждений не взимается, если ребенок является инвалидом, а также в случае, если один или оба родителя ребенка, являются инвалидами 1 или 2 групп.
- Согласно п. 7 ст. 79 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность (школах-интернатах), находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.
А обучающиеся в организациях среднего общего образования на очной форме, не предполагающих круглосуточного пребывания обеспечиваются двухразовым питанием.
Согласно, п. 2 Письма Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81 “Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому”, дети , обучающиеся на дому, получают денежную компенсационную выплату за питание, размер которой определяется исходя из стоимости питания на одного учащегося в данном регионе и в данной организации образования.
- Согласно п. 1 ч. 1 ст. 71 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», для абитуриентов из числа детей-инвалидов и инвалидов 1, 2 группы с детства предусмотрено поступление в учреждения профессионального образования (ВУЗы и СУЗы) по квоте, то есть вне конкурса и вступительных испытаний.
- Согласно п. 4 1 ст. 71 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», абитуриенты с инвалидностью также имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах государственных ВУЗов.
Согласно п. 3 части 7 той же статьи, аналогичные права на бесплатное обучение на подготовительных курсах имеют граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства этих граждан.
- Согласно ч.5 ст. 36 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», студенты с инвалидностью имеют право на получение социальной стипендии, то есть при обучении на очной форме в учреждении профессионального образования, получают стипендию вне зависимости от своей успеваемости.
Согласно данным портала гос. услуг размер социальной стипендии на 2019/2020 учебный год составляет 865р для учащихся учреждений среднего профессионального образования и 2500р для студентов высших учебных заведений.
- Согласно ст. 19 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», для учащихся с инвалидностью и учеников с ограниченными возможностями здоровья государство гарантирует создание особых условий для получения образования, в соответствии с рекомендациями ИПРа и ААОП .
Что такое ИПРа?
Согласно ст. 11 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (сокр.
ИПРа) – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных функций организма, а также формированию, способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Что такое ААОП?
Согласно списку основных терминов Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г.
№ ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ”, ААОП – это адаптированная общеобразовательная программа.
То есть программа основного школьного образования, адаптированная в соответствии с интеллектуальными и физическими возможностями конкретного обучающегося с ОВЗ, или ученика имеющего инвалидность.
Что такое обозначат термин «Обучающийся с ОВЗ?»
Согласно ч. 16 ст.
2 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», обучающийся с ОВЗ – это гражданин, имеющий недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Важно при этом отметить, что статус «обучающийся с ОВЗ» не равен статусам «инвалид» или «ребенок-инвалид», поскольку он устанавливается не комиссией ВТЭК, а комиссией ЦПМПК (центральной психолого-медико-педагогической комиссией).
В отличии от инвалида и ребенка-инвалида, которые имеют целый ряд льгот во многих сферах жизни, ребенок (или молодой человек) со статусом «обучающийся с ОВЗ» имеет льготы только на получение образования на особых условиях.
Статус «обучающийся с ОВЗ» может быть установлен комиссией ЦПМПК как для ребенка (молодого человека) с инвалидностью, так и для ребенка (молодого человека) не имеющего инвалидности, но нуждающегося в особых условиях обучения в следствии физических или психических заболеваний.
Где и как получить адаптированную образовательную программу?
Согласно, Письму Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ” адаптированная программа выдается конкретному обучающемуся комиссией ЦПМПК.
В соответствии с информацией, размещенной на официальном портале правительства РФ (https://www.mos.ru) для получения адаптированной программы родителю (либо законному представителю) обучающегося, необходимо самостоятельно обратиться в комиссию и предоставить следующие документы:
- медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья – оригинал;
- для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) – копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
- свидетельство о рождении обучающегося – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
- паспорт обучающегося (при наличии) – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
- паспорт родителя (законного представителя) обучающегося – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
- предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
- заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
- направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
- характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;
контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике – копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка – оригинал.
Какие специальные условия в обучении прописываются в заключении ЦПМПК?
Согласно п. 1 Письма Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 “О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий”, в заключении комиссии ЦПМПК должны быть прописаны следующие специальные условия:
- адаптированная образовательная программа (АООП) , специальные методы обучения и воспитания;
- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление учебной организацией услуг ассистента (помощника);
- проведение учебной организацией дополнительных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций.
Также в заключении ЦПМПК должны содержатся рекомендации по созданию специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации, а именно:
- выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ);
- увеличение продолжительности на 1,5 часа;
- организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур;
- организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений);
- предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ученика: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания);
- организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ЦПМПК г. Москвы).
Хочется особенно подчеркнуть, что комиссия ЦПМПК не дает рекомендаций по поводу форм обучения, но в рамках рекомендаций по использованию специальных методов обучения, может указать, доступно ли для конкретного ребенка (или молодого человека) обучение с использованием компьютерных технологий, в том числе дистанционно.
В каких организациях и на каких формах обучения могут обучаться инвалиды?
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 44 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», выбирать организацию, в которой будет проходить обучение несовершеннолетний и форму обучения для него имеет право его родитель (законный представитель).
П. 1, ч. 1 ст. 34 №273 «Об образовании в РФ», разъясняет, что по достижении 18-и лет совершеннолетний дееспособный гражданин может сам выбирать организацию и форму обучения для получения образования
В ст. 17 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» приводится исчерпывающий перечень форм получения образования в РФ, а именно:
- очная;
- очно-заочная;
- заочная;
- семейная.
Стоит отметить, что из данной статьи следует, что дистанционное обучение не считается отдельной формой обучения, но может быть отнесено к очно-заочной либо заочной форме обучения в зависимости от частоты очного посещения занятий учеником и степени использования дистанционных технологий.
Также хочется обратить внимание, что семейная форма обучения – это не то же самое, что и надомное обучение.
Из ч. 3 ст. 17 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», следует, что семейная форма обучения предполагает обучение ребенка вне организации, то есть в семье, самостоятельно родителями (законными представителями), с последующим прохождением аттестации (то есть сдачей экзаменов) в учебной организации.
В то время как, в соответствии ст. 19 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» надомное обучение осуществляется образовательной организацией (а точнее ее сотрудниками, приходящими к ученику на дом).
- Для получение обучение в такой форме одного желания родителей ученика-инвалида не достаточно, а обязательно нужно медицинское заключение, в котором указано, что конкретный учащийся нуждается в надомной форме обучения.
- Где получить официальную консультацию по вопросам образования людей с инвалидностью?
- В случае возникновения вопросов по поводу обучения инвалидов, официальную информацию можно найти на портале Департамента Образования г. Москвы
- А для других регионов, на сайте Министерства просвещения России