Кому социальные услуги предоставляются за плату?
В связи с появлением в СМИ информации о том, что с 2021 года социальное обслуживание в Москве станет коммерческим, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы выступает с опровержением.
Никаких изменений в порядке предоставления социальных услуг на дому с 2021 года не планируется. В Москве продолжит действовать существующий порядок.
Согласно нему услуги по доставке продуктов и товаров первой необходимости осуществляют исключительно коммерческие службы, соцработник же может потратить время, заложенное на доставку, на непосредственно уход за подопечным.
К примеру, вместо похода в магазин он помогает человеку приготовить горячую пищу, сопровождает его на прогулку, проводит уборку квартиры, стирает постельное белье, т.е. оказывает в том числе бесплатно те услуги, которые раньше предоставлялись только за плату.
При этом порядок заказа продуктов максимально упрощен. Социальный работник создает личный кабинет в отношении каждого подопечного в выбранном им интернет-магазине или сразу в нескольких, формирует заказ и по согласованию с ним назначает дату и время, когда приедет курьер, в том числе в случае необходимости присутствует при получении заказа.
Если у получателя данной услуги отсутствует соответствующая техника для реализации данной услуги либо нет выхода в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, то социальный работник использует технику центра социального обслуживания. При этом установленная ранее кратность доставки не изменилась и составляет до 8 раз в месяц. Аналогичный подход используется и при организации оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
Что касается вопроса оплаты за предоставление социальных услуг, то некоторые категории граждан полностью освобождены от оплаты услуг на дому, не зависимо от дохода (постановление Правительства Москвы от 26.12.2014 № 827-ПП). К ним относятся, например, ветераны Великой Отечественной войны.
Для остальных людей, находящихся на социальном обслуживании, продолжает действовать порядок, установленный 1 января 2015 года, который напрямую зависит от уровня дохода человека, состоящего на надомном обслуживании.
В случае, если доход москвича, состоящего на надомном обслуживании, не превышает полуторакратной величины прожиточного минимума социальные услуги на дому оказываются бесплатно.
Если же доход человека выше предельный размер оплаты составляет половину от разницы между среднедушевым доходом и полуторакратной величиной прожиточного минимума, но не может превышать стоимости услуг по тарифам.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Частные организации и ИП получат госсубсидии за оказание соцуслуг
Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
Новый закон даст право на госфинансирование прошедшим отбор исполнителям услуг из шести отраслей: образование, здравоохранение, соцзащита, занятость населения, спорт и туризм
С сентября негосударственным организациям, индивидуальным предпринимателям и физлицам, осуществляющим деятельность в социальной сфере, будет открыт доступ к бюджетным средствам, которые выделяются на предоставление соцуслуг населению.
Такая возможность предусмотрена Законом «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», который опубликован 13 июля и будет действовать до 1 января 2025 г.
1
Закон направлен на повышение качества и доступности социальных услуг. При этом механизм достижения такого результата посредством привлечения к оказанию услуг негосударственных организаций не является новинкой для России.
Он уже используется в системах обязательного медицинского страхования, высшего образования и социального обслуживания граждан в некоторых субъектах РФ.
Новый закон также будет применяться не в каждом регионе – правительству предстоит утвердить их перечень.
Государственный или муниципальный социальный заказ – это документ, в котором установлены требования к качеству, объему и способу оказания социальных услуг.
Закон позволяет размещать социальные заказы в следующих отраслях:
- образование;
- здравоохранение;
- социальная защита;
- занятость населения;
- физическая культура и спорт;
- туризм.
Как ни странно, культура в перечень не включена, хотя привлечение негосударственных организаций в этой области могло бы эффективно использоваться. Например, для организации досуга жителей можно было бы привлекать дома культуры и творчества, кинотеатры, развлекательные центры и т.д.
Информация о социальных заказах размещается на Едином портале бюджетной системы РФ (www.budget.gov.ru). Объявление о проведении конкурса по отбору исполнителей услуг публикуется за 30 дней до его начала.
Граждане смогут самостоятельно выбирать из реестра исполнителей тех, кто будет оказывать им услуги за счет бюджетных средств. Для этого станут использоваться сертификаты (именные документы), например сертификаты на санаторно-курортное лечение.
Также для отбора исполнителей органы власти будут проводить конкурсы на заключение соглашений об оказании соцуслуг, в которых смогут принять участие государственные и негосударственные организации, ИП и физлица – производители товаров, работ, услуг.
Предполагается, что это позволит обеспечить доступность социальных услуг там, где нет оказывающих их организаций, а также создаст мотивацию для госучреждений к росту производительности труда и повышению эффективности своей деятельности.
Вместе с тем закон не вменяет в обязанность органам власти использовать конкурентные способы отбора исполнителей. Он лишь создает правовое поле, в рамках которого такой отбор может осуществляться.
Если публично-правовое образование оценивает сложившуюся систему оказания социальных услуг как эффективную, то оно может использовать привычные инструменты, например исключительно государственное (муниципальное) задание и подведомственную сеть учреждений.
Однако представляется, что такие решения должны основываться не на усмотрении органов власти, а на объективных критериях, закрепленных в правовых актах. В противном случае эффективность закона может быть поставлена под сомнение.
Ведь не каждое учреждение, подведомственное публично-правовому образованию, способно выдержать конкуренцию с негосударственными организациями. Какова в этом случае вероятность размещения госзаказа? Очевидно, невысокая.
К отбору допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, которые соответствуют установленным требованиям:
- в отношении участника отбора не введена процедура ликвидации, банкротства или приостановления деятельности;
- нет недоимок по налогам, сборам и иным обязательным платежам;
- у участника-физлица или у руководителя и главного бухгалтера организации нет судимости за преступления против личности и в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята);
- в отношении участника-физлица или руководителя и главного бухгалтера юрлица не применялись наказания в виде лишения права занимать должности и заниматься деятельностью, которые связаны с оказанием услуг в социальной сфере, а также административное наказание в виде дисквалификации;
- юрлицо не привлекалось к административной ответственности за предоставление незаконного вознаграждения (ст. 19.28 КоАП РФ) в течение двух лет до отбора исполнителей услуг (в статье «Незаконное вознаграждение от имени юрлица» читайте о том, что организации придется уплатить крупный штраф, если ее представитель пошел на взяточничество или коммерческий подкуп. Причем представителем будет считаться любой человек, действовавший в интересах компании, а размер штрафа может быть больше 100 млн руб.);
- между участником и уполномоченным органом нет конфликта интересов;
- местом регистрации не является государство или территория, предоставляющие льготный налоговый режим (офшорные зоны);
- участник отбора не включен в реестр недобросовестных исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к исполнителям (например, наличие сотрудников с определенными образованием и квалификацией, оснащение оборудованием и т.д.).
В зависимости от способа отбора исполнителей оформляется один из двух документов:
- соглашение о возмещении затрат, связанных с оказанием государственных или муниципальных услуг в соответствии с социальным сертификатом;
- соглашение об оказании государственных или муниципальных услуг, заключенное по результатам конкурса.
На основе соглашений будет производиться оплата путем предоставления исполнителям субсидий из федерального, регионального или местного бюджета.
Нарушение порядка и сроков оплаты, установленных соглашением, влечет за собой начисление на сумму задолженности процентов за каждый день начиная со следующего за днем начала просрочки и до дня фактической оплаты.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в день начала просрочки.
Внесение изменений в соглашение допускается только в случае корректировки показателей, характеризующих объем, условия и формы оказания государственных или муниципальных соцуслуг. В таком случае стороны оформляют дополнительное соглашение.
Расторгнуто соглашение может быть уполномоченным органом, если исполнитель существенно нарушил его условия, в том числе в случае:
- отклонения показателей качества или объема оказания услуги более трех раз;
- нарушения исполнителем услуг условий предоставления субсидии более трех раз;
- однократного неоказания или ненадлежащего оказания потребителю социальной услуги, установленного по результатам проверки.
Соглашением могут быть предусмотрены и иные основания для его досрочного расторжения. Не допускается расторжение соглашения исполнителем услуг в одностороннем внесудебном порядке.
1 Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
Порядок и условия предоставления социальных услуг бесплатно и за плату
Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются получателям социальных услуг при постоянном, круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
При получении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания получатели социальных услуг имеют право на:
1) уважительное и гуманное отношение;
2) выбор поставщика социальных услуг;
3) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости, о возможности получения этих услуг бесплатно;
4) отказ от предоставления социальных услуг;
5) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;
6) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
7) конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной при оказании услуг;
8) защиту своих прав и законных интересов.
- Обязанности получателей социальных услуг
- Получатели социальных услуг обязаны:
- 1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;
- 2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;
- 3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.
- Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно или за частичную плату.
- Решение об условиях оказания социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания (бесплатно, за плату или частичную плату) принимается на основании представляемых получателем социальных услуг (представителем) документов, с учетом среднедушевого дохода получателя социальных услуг, величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, а также тарифов на социальные услуги.
- Социальные услуги в форме социального обслуживания в стационарной форме предоставляются бесплатно:
1) одиноко проживающим инвалидам, одиноко проживающим гражданам пожилого возраста, одиноко проживающим супружеским парам из числа:
а) Героев Советского Союза;
б) Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы;
в) Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
г) инвалидов боевых действий;
2) участникам и (или) инвалидам Великой Отечественной войны;
3) лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
4) лицам, работавшим на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; членам экипажей судов транспортного флота, интернированным в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
5) лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
6) лицам, награжденным медалью «За оборону Москвы»;
7) бывшим несовершеннолетним узникам фашизма;
- 8) супругам погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны или участников Великой Отечественной войны, не вступившим в повторный брак.
- Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальной услуги, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона.
- Плата за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания производится в соответствии с договором.
Форма договора о предоставлении социальных услуг. Форма акта о предоставлении социальных услуг (.docx 39.57 KB)
Порядок определения размера оплаты
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или стационарной форме с временным пребыванием предоставляются за плату, частичную плату или бесплатно.
При каких условиях социальные услуги предоставляются бесплатно?
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме и стационарной форме социального обслуживания с временным пребыванием предоставляются бесплатно следующим категориям граждан, признанным нуждающимися в социальном обслуживании:
- несовершеннолетним детям;
- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
- участникам и инвалидам Великой Отечественной войны;
- родителям (иным законным представителям) несовершеннолетних детей, если родитель (иные законные представители и (или) их дети признаны нуждающимися в социальном обслуживании.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
Каков размер предельной величины среднедушевого дохода?
- Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного в Ленинградской области.
- Размер прожиточного минимума в Ленинградской области с 2023 года на душу населения составил 14806 рублей, для трудоспособного населения — 16139 рублей, пенсионеров — 12733 рубля, детей — 14362рубля (Постановление правительства Ленинградской области от 22 декабря 2022 года № 952 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ленинградской области на 2023 год»).
- НАПРИМЕР:
- Если величина прожиточного минимума = 12733 рубля, то предельная величина среднедушевого дохода равна 12733 рубля х 1,5 = 19 099,5 рублей.
При каких условиях социальные услуги предоставляются за плату или частичную плату?
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме и стационарной форме социального обслуживания предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателей социальных услуг превышает предельную величину среднедушевого дохода.
Какие доходы учитываются при расчете среднедушевого дохода?
При расчете среднедушевого дохода учитываются следующие доходы, полученные в денежной форме:
- пенсии, пособия, стипендии, компенсации и иные аналогичные выплаты;
- вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ; денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов РФ и других органов правоохранительной службы;
- страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;
- дивиденды и проценты, полученные от российских организаций и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
- доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;
- доходы от реализации: движимого и недвижимого имущества, находящегося в РФ, акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
- денежное вознаграждение по договору об осуществлении опеки или попечительства, а также денежные выплаты по договорам ренты, пожизненного содержания с иждивением;компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
- доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в РФ и (или) из РФ или в ее пределах;
- доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории РФ;
- доходы, полученные от использования в РФ авторских или смежных прав;
- иные доходы, получаемые гражданином в результате осуществления им деятельности в РФ.
Как учитываются доходы при определении среднедушевого дохода?
- Доходы учитываются за последние 12 месяцев, предшествующие месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг.
- Доходы, получаемые в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения этих доходов.
- Доходы учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период.
При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
- Суммы оплаты сезонных, временных и других видов работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов, полученных от осуществления предпринимательской и иной деятельности, делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
- Суммы доходов, полученных от сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества, делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
- Чей доход учитывается при определении среднедушевого дохода?
- При определении среднедушевого дохода учитываются доходы совместно проживающих с получателем услуг супругов, родителей и совершеннолетних детей.
- Не учитываются доходы следующих лиц:
- лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лиц, находящихся на принудительном лечении по решению суда;
- лиц, находящихся на полном государственном обеспечении.
- Как определить среднедушевой доход получателя социальных услуг?
- Расчет среднедушевого дохода в отношении получателя социальных услуг производится на дату обращения и осуществляется на основании документов о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности.
- Расчет среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг
- Среднедушевой доход рассчитывается путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
- Доход одиноко проживающего гражданина определяется как одна двенадцатая суммы его доходов за расчетный период.
- Как определяется размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг?
- Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания рассчитывается индивидуально для каждого получателя социальных услуг на основе тарифов на социальные услуги и размера частичной платы за предоставление социальных услуг, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода.
- Методические рекомендации по расчету размера платы за предоставление социальных услуг гражданам, получающим социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, полустационарной форме или стационарной форме с временным пребыванием.