Налоги

Транспортировка учащегося-колясочника в школу

Право инвалидов, испытывающих сложности с передвижением, получить доступ к социальным объектам – магазинам, ресторанам, управам, органам власти, больницам, учебным заведениям и так далее – закреплено в законодательстве. Что именно обязаны сделать представители вышеперечисленных организаций, читайте ниже. А для начала разберемся с законами.

Что говорит закон о маломобильных гражданах?

Документ, закрепляющий права людей с ограниченными возможностями, – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – закон «О социальной защите»).

Защиты прав потребителя в части передвижения касаются статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» и 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур».

В регионах могут действовать локальные акты, содержащие дополнительные нюансы. Например, в столице действует закон города Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (далее – Закон города Москвы).

Права инвалидов на доступную среду закреплены и в других документах, например в Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, которую Россия ратифицировала в 2012 году. Курс на создание среды, доступной для всех, постулировался и в новейших программах по развитию РФ:

  • Учрежденная Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы.
  • Учрежденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
  • Закон «О социальной защите» дает только определение понятия «инвалид».
  • «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Итак, в этих документах речь о том, что любая организация, оказывающая услуги, должна предоставить легкий доступ маломобильным гражданам на свою территорию и в свои здания.

Закон города Москвы оперирует более широким понятием и говорит о маломобильных гражданах, к которым помимо инвалидов относятся пожилые, люди с малолетними детьми, в том числе с детскими колясками, другие лица, не имеющие возможности свободно передвигаться (например, получившие травмы и потому временно маломобильные). Дальше рассказываем о категориях маломобильных групп населения.

Транспортировка учащегося-колясочника в школу

Термин «маломобильные группы» шире: он подразумевает людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.

К маломобильным группам населения относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т. п.

Так как мы будем говорить именно о защите прав потребителей (в частности – прав на получение товаров, услуг и информации), основные тезисы статьи по большей части относятся и к маломобильным гражданам, а не только к инвалидам, не могущим передвигаться самостоятельно.

По законодательству Москвы требования к социальной защите инвалидов частично распространяются на пожилых, людей с маленькими детьми и тех, кто получил временную излечимую травму. В частности, фиксируется их право беспрепятственно проходить в магазины и рестораны.

В соответствии с законодательством, организации, органы власти обязаны обеспечить инвалидам:

  • Условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
  1. Такими объектами считаются жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации.
  2. Беспрепятственный доступ должен быть к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
  3. Все эти объекты должны быть оборудованы пандусами, поручнями, туалетами для инвалидов (если туалеты в принципе предполагаются); должны иметь достаточно широкие проходы для того, чтобы можно было проехать на коляске.
  • Условия для беспрепятственного пользования транспортом

К примеру, в общественном городском транспорте должны быть специальные площадки для размещения инвалидных колясок, оборудованные поручнями и кнопками вызова водителя. Автобус или электробус оборудуется специальным пандусом для въезда в салон и выезда, некоторые модели умеют «наклоняться» к бордюру, чтобы не оставалось большого зазора.

Сюда же относится наличие средств связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

На вокзалах должны быть пандусы, грузопассажирские лифты; места для колясочников в залах ожидания; специальные столики в буфетах, кафе и ресторанах; туалеты, оборудованные для инвалидов. Для посадки в вагон должны быть предоставлены передвижные подъемники для перемещения с платформы в вагон. Проходы в купе, оборудованных для инвалидов, должны быть расширенными по сравнению со стандартными.

Целый комплекс требований существует для вагонов, предназначенных для путешествий инвалидов. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрены специальные купе, оборудованные таким образом, чтобы можно было с комфортом путешествовать (включая вероятность присутствия сопровождающего лица).

В купе устанавливаются специальные поворотные и откидные кресла, поручни, а также дополнительные переговорные устройства для экстренной связи с проводником.

Для слабовидящих и слепых устанавливаются специальные средства информации и связи, голосом дублирующие информационные сообщения в вагоне, а также размещаются надписи в рельефной технике.

Для других видов транспорта действуют аналогичные требования.

  • Возможность самостоятельного передвижения по территории, входа и выхода, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

То есть пандусы, широкие проходы, специальные туалеты, поручни должны быть на всей территории. Посещая организацию, человек с ограниченными возможностями должен иметь возможность обходиться без дополнительной помощи.

  • Сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, оказание им помощи.

Для тех, кто испытывает проблемы со зрением, существуют дополнительные условия, потому что предоставить им в незнакомом пространстве полную самостоятельность сложно. Стоит заранее узнать, каким образом обеспечивается сопровождение. Возможно, требуется сообщить о предполагаемом визите, чтобы помощник был уже готов.

  • Допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

В продовольственные магазины, например, нельзя заходить с животными. Запрет продиктован санитарными нормами. Но для собак-поводырей обязаны сделать исключение, так как без собаки слабовидящий или слепой человек не сможет совершить покупки.

Важно! В случае возникновения вопросов необходимо будет показать документы, которые подтвердят, что собака действительно обучена быть поводырем и выступает именно в этой роли (а не является обычным питомцем).

Собаку-поводыря без всяких оговорок и дополнительных документов должны пустить вместе с хозяином в поезд.

Доступная городская среда

Когда и как адаптируют организации для нужд людей с ограниченными возможностями

В законе указывается, что полностью оборудовать объект можно во время капитального ремонта или реконструкции – если, конечно, это еще не было сделано и он возводился до вступления в силу этих правил. Как быть, если ремонт или реконструкция в ближайшее время не предполагаются?

Организация или магазин, которые не соответствуют правилам и не могут предоставить инвалидам полноценный доступ к своим услугам, должны действовать согласованно с одним из местных общественных объединений инвалидов.

Вместе они разрабатывают меры и обеспечивают условия для доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Если это никак невозможно организовать, инвалиду должна быть оказана услуга дистанционно по месту жительства.

А новые городские объекты можно возводить, только если в плане заранее заложены конструкционные особенности, обеспечивающие доступ инвалидов.

Места на парковках

Предусмотрены законом и специальные парковочные места для инвалидов. На всех парковках общего пользования, в том числе тех, которые расположены у социально значимых объектов, выделяется не менее 10% мест для бесплатной парковки автомобилей, управляемых инвалидами. Другим автовладельцам занимать эти места своими машинами нельзя.

Рекомендации по обеспечению комфорта маломобильных граждан в заведениях общепита

К ресторанам и кафе предъявляются те же требования. Они должны обеспечить людям с ограниченными физическими возможностями беспрепятственный доступ. Меры предполагаются стандартные: пандусы, поручни, оборудованные туалеты, возможность использовать столы и так далее.

Какое наказание ждет нарушителей этих требований?

Должностные и юридические лица за несоблюдение требований несут административную ответственность. Конкретные размеры штрафов могут задаваться локальными документами. Например, ст. 8.23 КоАп Москвы предусматривает штраф для юридических лиц 100 000–200 000 рублей. В ст. 9.

Читайте также:  Налоговый вычет для инвалида

13 КоАП РФ санкции ниже: уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.

Если вы столкнулись с тем, что организация, транспорт, магазин не предоставляют инвалидам возможность беспрепятственно пользоваться их услугами, можете жаловаться в вышестоящую инстанцию. Например, если у магазина или ресторана отсутствует пандус, обратитесь в Роспотребнадзор и/или прокуратуру. Также можно написать жалобу в Административно-техническую инспекцию или местный орган власти.

Транспортировка учащегося-колясочника в школу

Александр Борисов

заместитель руководителя Роскачества

– Если вы видите, что все эти меры не действуют, остается самостоятельно обращаться в суд о понуждении организаций, будь то администрация, автотранспортная организация или другая, исполнять требования законодательства. Далее на основании судебного решения уже судебные приставы проконтролируют его исполнение.

Статистика показывает, что количество обращений с жалобами на нарушение прав людей с ограниченными возможностями неуклонно растет. Значит, растет и гражданское самосознание. Но гораздо важнее, чтобы процесс шел во встречном направлении и организации сразу предоставляли инвалидам все возможности для доступа к их услугам.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

В школу на инвалидной коляске

Многие, прочитав новую редакцию закона «Об образовании…», обратили внимание на расширение групп больных детей, которым разрешено обучение в обычной школе и более того, для них должны быть созданы все условия. Кого-то это возмутило, кто-то отнёсся с пониманием. А мы поговорим о тех, кто прикован к инвалидной коляске — что изменится для них?

Транспортировка учащегося-колясочника в школу

На самом деле наши российские школы — это испытание даже для физически крепких детей.

Те, кто хоть раз побывал на школьной перемене, прекрасно понимают это: узкие переходы, крутые лестницы и соединяющиеся потоки мальчиков и девочек — давка неизбежна. А там и оторванные пуговицы, рукава, синяки и ссадины.

И так изо дня в день — шесть перемен, шесть стрессовых ситуаций. В этой круговерти страдают обычные дети, что уже говорить о «колясочниках»?

Выбор родителей обычных детей

Законодательно за родителями закреплён выбор как и где обучать ребёнка. Они могут отдать малыша в общеобразовательную школу, школу-экстернат и учить его дома. 99% родителей здоровых детей выбирают школу.

Это и понятно — система обучения там отлажена, соответствует тому, что требует государство, а от родителей нужно лишь обеспечить присутствие ребёнка на занятиях, да приобретение формы. Вникать особо не нужно — всё учителя сами сделают. Часть родителей делают выбор в пользу экстерната.

Обычно это родители талантливых детей, активно занимающихся спортом, танцами или изобразительным искусством. Здесь уже помощь родителей в обучении достаточно велика и школьные успехи ребёнка во многом зависят от родителей. Сейчас растёт движение родителей за «хоумскулинг» — обучение на дому.

Когда родители целиком берут на себя ответственнось и обучают ребёнка сами, периодически приходя на аттестацию в прикреплённую школу.

Выбор родителей детей-инвалидов

У родителей «особенных» детей, несмотря на законодательство, выбор невелик — семейное обучение или экстернат. В первом случае родители сами учат ребёнка, во втором им помогают учителя закреплённой школы. Однако дети-инвалиды практически в 100% находятся в социальной изоляции.

Чтобы её как-то нарушить, отдельные родители-энтузиасты решаются отдать своё чадо в обычную общеобразовательную школу. Это требует неимоверных усилий. Ребёнка нужно доставить в школу и быть с ним рядом, помогая передвигаться, пользоваться учебниками и другими предметами.

В начальной школе, когда занятия проходят в одном классе, это ещё не так сложно, а вот позже — переходы по лестницам становятся пыткой. Настоящее испытание есть ещё и психологическое. Наши дети неподготовлены и не умеют общаться с инвалидами. Они их либо жалеют, либо сторонятся.

Общаться на равных получается не сразу и не всегда.

Возвращаясь к закону

Закон призывает уравнять возможности обычных детей и детей-инвалидов. Это пойдёт на пользу всем. В школах должны появиться пандусы, широкие лестницы и коридоры, специальные лифты. Школьник на инвалидной коляске должен стать полноправным членом своего сообщества, чувствовать себя в учебном заведении комфортно. И это важно не только для него, но и для тех детей, которые его окружают.

Правила организованной перевозки детей в 2022 году

Транспортировка учащегося-колясочника в школу

С января 2021 году действует Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. , утвердившее обновленные правила организованной перевозки детей. Целиком прочитать его можно в базе информационного-правового портала “Гарант”. 

Мы собрали для вас все важные изменения и новые требования. Надеемся, это поможет всем причастным к таким перевозкам — организаторам детских экскурсий, родителям, учителям, перевозчикам быть во всеоружии и избежать штрафов и неприятных ситуаций в дороге.

Данные правила действуют в полном объеме в 2022 году и касаются как междугородней и пригородной перевозки, так и перевозки в пределах города. При этом любой выезд детской или подростковой группы должно предварять уведомление в ГИБДД об организованной перевозке детей. 

Рассмотрим, каких требований коснулись основные изменения, произошедшие в законодательстве.

Требования к автобусуТребования к водителюТребования к сопровождающемуТребования к медработникуТребования к документации

Что такое организованная перевозка детей?

Но для начала, четко сформулируем, что же это такое:

Организованная перевозка группы детей — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

Пункт 1.2 ПДД

Это значит, что организованная перевозка — это:

  • Поездка в автобусе, который не является маршрутным транспортом.
  • В группе 8 и более детей, путешествующих без родителей.

Какие случаи не относятся к организованной перевозке?

  • Учитель отправляется с классом на автобусе №12 в цирк — это поездка по маршруту городского транспорта.
  • В группе 8 и более детей, в том числе с родителями, а без родителей едут в общем 7 или менее детей. 
  • В группе 7 и менее детей.

Требования к автобусу

С учетом всех изменений в законодательстве к автобусами для перевозки детей предъявляются следующие требования: 

  • Скорость не более 60 км/ч.
  • Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.
  • Опознавательный знак “Перевозка детей” спереди и сзади автобуса, а на боковых сторонах надписи “Дети”. 
  • Ремни безопасности. 
  • Тахограф.
  • Спутниковая навигация ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:

— организованная перевозка группы детей.

Пункт 3.4 ПДД

Разумеется, такой автобус должен быть технически исправен и соответствовать всем требованиям, которые предъявляют к обычным маршрутным автобусам. 

Требования к водителю

Чтобы автопутешествие прошло максимально безопасно и без осложнений, водитель автобуса должен соответствовать следующим требованиям: 

  • Стаж категории D.
  • Работа водителем не менее 1 года из последних 2 лет (ранее требования были жестче: нужно было иметь 12 из последних 13 месяцев). 
  • Отсутствие неоплаченных штрафов. Причем не только за ПДД, но и в целом. Отсутствие постановлений о лишении прав или административных нарушений в области дорожного движения в течение года до начала работы в сфере организованной перевозки детей.

Имейте в виду: у водителя не должно быть, в том числе, штрафов за неуплаченные алименты или налоги. 

Требования к сопровождающему

Задача сопровождающих группы — следить за поведением детей, их питанием, состоянием здоровья, за соблюдением своими подопечными правил безопасного проезда в автобусе и посадке-высадке из него. Также в случае необходимости сопровождающий корректирует маршрут.

Аварийная сигнализация должна быть включена:при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» и высадке из него.

Пункт 7.1 ПДД

Количество сопровождающих может быть любым, минимум — 1 взрослый на 20 детей. Если в путь отправляются несколько автобусов — сопровождающие должны быть в каждом, а минимальное их число должно равняться количеству дверей. При этом при посадке-высадке детей взрослый должен быть у открытой двери. 

Почему это важно? Для безопасности юных пассажиров. Например, при отсутствии контроля ребенок может выскочить из автобуса и побежать на проезжую часть. Или затеряться в толпе людей, которые идут в этот момент по тротуару. 

Читайте также:  Почему мне прекратили выплачивать компенсацию за капитальный ремонт?

При подаче уведомления в ГИБДД всех сопровождающих необходимо включить в список пассажиров.

Требования к медработнику

Правила упростились — больше не нужно брать медработника, если в путешествие отправляются 1 или 2 автобуса. 

Медработник потребуется, если 

  • продолжительность рейса более 12 часов;
  • в поездку отправляется колонна из 3-х или более автобусов. 

При себе медработнику нужно иметь копию лицензии на осуществление медицинской деятельности или же копию договора с организацией или предпринимателем, у которых имеется такая лицензия.

Требования к документации

С 2021 года больше не нужно брать с собой в дорогу большой пакет документов. Из требований к документации исключен, например, список набора пищевых продуктов и порядок посадки в автобус. Теперь у водителя должны при себе быть: 

  1. Оригинал договора фрахтования (прежде разрешалась копия).
  2. Маршрут поездки с остановками, местами приема пищи и пунктом назначения.
  3. Список пассажиров — дети в нем перечисляются вместе со взрослыми и медработником, если он есть.
  4. Уведомление об организованной перевозке детей.
  5. Копия уведомления об отрицательном решении по результатам рассмотрения заявки на сопровождение автобусов автомобилем Госавтоинспекции (при принятии такого решения). 

Уведомление в ГИБДД — серьезный документ, который требует определенных правил заполнения и должен подаваться минимум за 24 часа (городской маршрут) или за 48 часов (междугородний).

При следовании колонны более 2-х автобусов потребуется также сопровождение машиной ГИБДД, заявку на которое подают минимум за 10 суток.

Более подробно обо всех нюансах подачи Уведомления можно прочитать в статье по этой ссылке. 

Напоминаем, что наша компания “Аллегро” при заказе у нас автобуса сама подаст в случае необходимости уведомление в Госавтоинспекцию и сделает это совершенно бесплатно. 

Новшества в правилах по некоторым документам:

Ответственному за перевозку группы детей больше не нужно иметь при себе список мест, где дети будут размещаться на ночной отдых. Не нужен и список гостиниц.

Если в пути автобус сломается и будет поставлен новый — разрешается составить Акт замены. В нем нужно указать причину, дату и время замены, ФИО и номер телефона водителя сломавшегося автобуса и ФИО ответственного за перевозку. 

Если кто-то из включенных в список отсутствует или произошла замена одного пассажира другим — в документ можно внести изменения и заверить их подписью ответственного за перевозку. 

Методические рекомендации Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2022 г. Методические рекомендации Организация перевозок обучающихся общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций”

В настоящих методических рекомендациях применяются следующие сокращения и обозначения:

1. Нормативные правовые документы

Нормативной правовой основой организации перевозок обучающихся общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций являются представленные документы:

ГОСТ 33552-2015. Межгосударственный стандарт. Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний (введен в действие приказом Росстандарта от 22 июня 2016 г. N 662-ст);

ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (введен в действие приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. N 270-ст «Об утверждении национального стандарта»);

Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств»);

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

  1. Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»;
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. N 20 «Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции»;
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»;
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»;
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1434 «Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. N 741 «Об утверждении Правил организации и проведения технического осмотра автобусов»;
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г.

N 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985″;

  • Приказ МВД России от 22 марта 2019 г. N 177 «Об утверждении Порядка осуществления сопровождения транспортных средств с применением автомобилей Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России»;
  • Приказ МВД России от 23 июня 2021 г. N 469 «Об утверждении формы уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами»;
  • Приказ Минтранса России от 7 августа 2020 г. N 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог»;
  • Приказ Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»;
  • Приказ Минтранса России от 16 октября 2020 г. N 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей»;
  • Приказ Минтранса России от 26 октября 2020 г. N 438 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»;
  • Приказ Минтранса России от 31 июля 2020 г. N 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»;
  • Приказ Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»;

Приказ Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр «Об утверждении СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (далее — СП 42.13330.2016);

Приказ Росстата от 22 сентября 2017 г. N 621 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за внутренней торговлей и деятельностью в сфере транспорта»;

В каких случаях должен осуществляться подвоз детей к школе?

Многие дети, которые обучаются в школе, живущие в сельской местности, не имеют возможности ходить до школы пешком. Очень часто школы находятся далеко от места жительства детей, в нескольких километрах. Родители не всегда могут довезти детей до школы.

В данной публикации рассмотрим случаи, когда подвоз детей должен осуществляться.

Также интересным будет ответ на вопрос, кто должен организовать подвоз детей к школе: директор, администрация населенного пункта, органы местного самоуправления или родители должны стать организаторами такой инициативы.

Обратимся к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который впервые включил в образовательное законодательство право обучающихся на бесплатный подвоз между поселениями к школе.

Статья 40 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательной организации и обратно, а также предоставление мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Право на такое обслуживание должно быть обеспечено учредителем государственной или муниципальной организации.

Порядок организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях между поселениями устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Следует учесть, что возможностью участия в транспортном обеспечении могут воспользоваться и образовательные организации профессионального образования, дошкольные образовательные организации при условии реализации соответствующих образовательных программ.

Читайте также:  Изменение режима работы центра социального обслуживания

Рекомендации для обучающихся, которые живут на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания

На основании Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения» в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся образовательных организации:

  • во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего образования составляет не более 2,0 км;
  • для обучающихся основного общего и среднего общего образования — не более 4,0 км, в I климатической зоне — 1,5 и 3 км соответственно.

Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

Рекомендуется для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий, предусматривать интернат при общеобразовательной организации.

Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.

При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно.

Ответственность за безопасность ребенка по дороге в школу несет школа. Администрация школы должна создать безопасные условия по дороге. Требования к безопасности при организации бесплатной перевозки, указанны в следующих нормативных актах:

  • Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» от 17 декабря 2013 № 1177;
  • ГОСТа Р 51160–98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».
  • Перевозка детей может осуществляться как школьным автобусом, так и автобусами, предоставляемыми по договору фрахтования (заказными) автотранспортным предприятием или частным предпринимателем-фрахтовщиком.
  • Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
  • Для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие множества документов среди которых:
  • документ, содержащий сведения о медицинском работнике (фамилия, имя, отчество, должность), копия лицензии на осуществление медицинской деятельности или копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем;
  • список набора пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды);
  • список назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества каждого сопровождающего, его телефона), список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка);
  • документ, содержащий сведения о водителе (водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества водителя, его телефона);
  • документ, содержащий порядок посадки детей в автобус, установленный руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или иной организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими организованную перевозку группы детей автобусом (далее — организация), или фрахтователем, за исключением случая, когда указанный порядок посадки детей содержится в договоре фрахтования;
  • программа маршрута, включающая в себя:
    • график движения с расчетным временем перевозки;
    • места и время остановок для отдыха с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность в области оказания гостиничных услуг, либо реестрового номера туроператора, осуществляющего организацию перевозки.

Оригиналы этих документов хранятся организацией в течение 3 лет после осуществления каждой организованной перевозки группы детей.

Кто допускается к управлению автобусом, осуществляющим перевозку детей:

  • имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 3 календарных лет;
  • не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года;
  • прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации;
  • прошедшие предрейсовый медицинский осмотр в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Включение детей возрастом до 7 лет в группу детей для организованной перевозки автобусами при их нахождении в пути следования согласно графику движения более 4 часов не допускается.

Руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения обеспечивает назначение в каждый автобус, осуществляющий перевозку детей, сопровождающих, которые сопровождают детей при перевозке до места назначения.

Количество сопровождающих на 1 автобус назначается из расчета их нахождения у каждой двери автобуса, при этом один из сопровождающих является ответственным за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу и осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих в указанном автобусе.

В случае если для осуществления организованной перевозки группы детей используется 2 и более автобуса, руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения назначает старшего ответственного за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей и ответственных по автобусам, осуществляющим такую перевозку. Медицинский работник и старший ответственный за организованную перевозку группы детей должны находиться в автобусе, замыкающем колонну.

С детьми и сопровождающими обязательно нужно проводить вводный инструктаж по безопасности перевозки группы детей. В процессе поездки инструктаж на рабочем месте проводится ответственным (старшим ответственным) за организованную перевозку группы детей.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 01.11.2017
  •   Все консультации автора

Прокурор разъясняет — Прокуратура Чувашской Республики

Кто должен обеспечивать перевозку детей до образовательной организации, находящейся в другом населенном пункте?

Ответ: Согласно ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 29.12.

2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Таким образом, на администрацию муниципального образования, являющуюся учредителем образовательного учреждения, законом возложена обязанность по организации бесплатной перевозки учащихся между поселениями.

Перевозка детей должна осуществляться специализированным транспортным средством (автобусом), принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность. Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте должно проводиться не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследования).

За неисполнение указанных требований закона в части организации бесплатной перевозки до общеобразовательного учреждения, находящегося в другом населенном пункте, и обратно предусмотрена административная ответственность.

К примеру, по вине директора одной из школ Моргаушского района в ноябре 2021 года в течение нескольких дней не обеспечивалась перевозка детей из других населенных пунктов до места учебы, в связи с чем он по инициативе надзирающего прокурора привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 тыс. руб.

Соблюдение прав детей на транспортное обеспечение, в том числе по перевозке учащихся до общеобразовательных организаций, расположенных в других населенных пунктах, находится на постоянном контроле прокуратуры республики. ​​​​​​​

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Ответ: Согласно ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Таким образом, на администрацию муниципального образования, являющуюся учредителем образовательного учреждения, законом возложена обязанность по организации бесплатной перевозки учащихся между поселениями.

Перевозка детей должна осуществляться специализированным транспортным средством (автобусом), принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность. Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте должно проводиться не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследования).

За неисполнение указанных требований закона в части организации бесплатной перевозки до общеобразовательного учреждения, находящегося в другом населенном пункте, и обратно предусмотрена административная ответственность.

К примеру, по вине директора одной из школ Моргаушского района в ноябре 2021 года в течение нескольких дней не обеспечивалась перевозка детей из других населенных пунктов до места учебы, в связи с чем он по инициативе надзирающего прокурора привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 тыс. руб.

Соблюдение прав детей на транспортное обеспечение, в том числе по перевозке учащихся до общеобразовательных организаций, расположенных в других населенных пунктах, находится на постоянном контроле прокуратуры республики. ​​​​​​​

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *