Каким образом будут соблюдаться сроки, установленные в статье 17 Федерального закона, при наличии очереди на предоставление социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания?
- Социальное обслуживание, оказываемое на стационарном уровне, ориентировано на обеспечение помощи гражданам, нуждающимся в государственной помощи.
- Данная форма поддержки подразумевает предоставление определенной группе граждан возможность на временное или постоянное проживание на территории учреждения социального направления и оказание перечня услуг.
- Регламентирует прием в данные организации ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
Скачать для просмотра и печати:
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Социальное обслуживание на примере Барнаула и Алтайского края
Кто имеет право претендовать на получение помощи
Стационарное социальное обслуживание распространяется по отношению к следующим лицам:
- матери, являющиеся выпускницами детских домов с детьми младше 3 лет, не имеющие жилья, денежных средств и работы в связи с внутрисемейным конфликтом. Бесплатная помощь предоставляется в течение 2 лет;
- пенсионеры и инвалиды, включая детей-инвалидов, не способные себя обслуживать и удовлетворять потребности. Для получения услуг требуется официальное подтверждение в необходимости стационарной формы обслуживания работниками;
- одному из родителей ребенка с инвалидностью. Длительность реабилитации составляет 21 день, оказывается в соответствии с предварительно составленной на индивидуальной основе программе;
- одному из родителей с несовершеннолетним, испытывающим проблемы, связанной с социальной адаптацией, а также при наличии у него психологических травм, посттравматических расстройств;
- беременные женщины или матери с ребенком до 3 лет, не имеющие работы, жилья и денежных средств для удовлетворения жизненных потребностей вследствие внутрисемейных проблем. Срок получения помощи на бесплатной основе составляет 6 месяцев;
- семьи с несовершеннолетними детьми, проживающими в гостиницах социального типа, не имеющие место жительства и официального трудоустройства. Получение помощи возможно на срок до 10 суток;
- граждане младше 23 лет после завершения пребывания детских интернатах, оставшиеся без попечителей.
Решение о выдаче направления в стационарные учреждения социального профиля принимается Комиссией Департамента труда и органами соцзащиты.
Как оплачивается пребывание в учреждениях стационарного типа
По общепринятым нормам социальные услуги, оказываемые в стационарной форме, являются платными. Сумма рассчитывается с учетом тарифов, но не превышает 75% от среднедушевого дохода нуждающегося (ст. 31 ФЗ РФ № 442).
На бесплатной основе получение помощи возможно лицами, пострадавшими от межнациональных конфликтов, чрезвычайных ситуаций, а также несовершеннолетним детям. Предоставляются данные услуги и гражданам, чей среднедушевой доход ниже установленной государством предельной величины.
Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте страны.
Важно! Среднедушевой доход регламентируется по Постановлению РФ № 1075, принятого от 18.10.2014.
Скачать для просмотра и печати:
Постановление Правительства РФ от 18.10.2014 N 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно»
Правовое регулирование вопроса
Помимо ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в России», контролирует вопросы государственной помощи определенной категории лиц Конституция РФ.
В каждом регионе существует определенный перечень нормативно-правовых документов, содержащих условия и порядок оказания социально помощи на стационарном уровне.
Учреждения, предоставляющие услуги соцобслуживания в стационарной форме
Основная цель организаций — это создание оптимальных условий для нуждающихся в защите граждан с учетом их возраста, состояния здоровья и потребностей в уходе, медицинском обслуживании, досуге.
Каждое из стационарных учреждений профилировано с учетом категории граждан: возраст, социальное положение и группа здоровья.
Важно! Запрещено размещение детей — инвалидов с физическими увечьями в организациях, специализирующихся на несовершеннолетних с психическими болезнями.
Граждане, получающие помощь в стационарных учреждениях, но регулярно нарушающих внутренний распорядок, по решению суда могут быть переведены в специальные организации социального обслуживания.
Отделения социального обслуживания на дому
Виды и профили
Выделяют частные и государственные организации, занимающиеся оказанием социальной помощи на стационарном уровне. Муниципальные организации получают слабое финансирование, что сказывается на спектре и качестве услуг.
Частные организации дорожат репутацией, способны обеспечить проживающим лицам максимальный уход и удовлетворение потребностей.
Стационарными учреждениями, оказывающими социальные услуги, принято считать:
- геронтологические центры;
- учреждения санаторно-курортного типа;
- дома милосердия;
- пансионаты (дом-интернат), ориентированные на инвалидов и престарелых граждан, ветеранов войны;
- мини-пансионаты;
- социально-оздоровительный центр.
Каждое учреждение имеет различный спектр услуг и порядок их оказания, регламентируемый внутренними документами.
Организации, не имеющие медицинской лицензии, осуществляют только социальное сопровождение, при необходимости имеют право привлекать другие государственные структуры, оказывающие медицинскую и юридическую помощь.
Пример лицензии на медицинскую деятельность Медвежьегорского психоневрологического интерната
При наличии лицензии в штат учреждения входит специально обученный персонал, а дом-интернат оказывает услуги в соответствии со своим профилем. В каждом регионе возможно существование как общих пансионатов, так и узкоспециализированных, чья деятельность направлена на организацию поддержки людей с определенными заболеваниями: деменцией, болезнями позвоночника, эндокринной системы и т. д.
Примерный перечень оказываемых услуг
Система стационарного социального обслуживания предусматривает разнообразный спектр услуг, зависящий от финансирования организации и специализации.
Стационарная форма соц. услуг подразумевает оказание следующих видов помощи:
- социально-бытовая, направленная на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
- социальной психологическая — оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия
- организация трудовой деятельности;
- социально-педагогическая — профилактика отклонений в поведении и развитии личности, формирование позитивных интересов, организация их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
- социально-медицинская, направленная на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
- социально-правовая — оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов;
- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала;
- срочные социальные услуги.
Важно! Вне зависимости от профиля учреждения, запрещено применение физической силы и других наказаний по отношению к лицам, получающим помощь: изоляция, нанесение телесных повреждений, выдача лекарственных средств, не прописанных врачом. За нарушение предусмотрена ответственность, как административная, так и уголовная.
Виды социального обслуживания
Как попасть в такое учреждение
Решение о выдаче путевки в пансионат принимается организацией социального обеспечения или Департаментом труда после изучения заявления и медицинской карты.
При обращении в частные организации социального обслуживания каждое обращение рассматривается в индивидуальном порядке. Порядок оформления и перечень документов варьируются с учетом региона, специализации учреждения.
Важно! В случае если гражданин, нуждающийся в социальной поддержке, нетрудоспособен, документы и заявление рассматриваются от лица официального представителя.
Необходимые документы
Для получения помощи на стационарном уровне необходимо подготовить пакет документов:
- путевку, выданную соцзащитой или Департаментом труда;
- паспорт;
- заполненное заявление о приеме на обслуживание в пансионате;
- справка МСЭ, подтверждающая инвалидность лица;
Образец справки МСЭ об инвалидности
- СНИЛС;
- заключение врачебной комиссии, подтверждающее необходимость помещения лица в интернат психоневрологического направления;
- справка о виде и размере пенсионных выплат, права на льготы;
- выписка из домовой книги;
- пенсионное удостоверение;
- результаты медицинского обследования с заключением комиссии;
- документы, отражающие наличие или отсутствие жилья, иной недвижимости;
- медицинский полис;
- индивидуальная программа, по которой будут оказываться социальные услуги.
Необходимо учитывать, что любая полученная справка имеет определенный срок действия, и в организации вправе потребовать дополнительные сведения, поэтому перед сбором документов необходимо уточнять перечень бумаг непосредственно в учреждении.
Порядок предоставления услуг
Гражданин, желающих получить государственную поддержку, должен направить письменное заявление в органы соцзащиты или Департамент труда.
В учреждении социальной защиты порядок предоставления услуг заключается в следующем:
- принятие заявления;
- информирование лица о правилах получения социальных услуг, сроках и тарифах, возможности поддержки на бесплатной основе;
- разъяснение обратившемуся гражданину необходимого перечня документов для признания лица нуждающимся в соц. поддержке на стационарном уровне;
- анализ полученных документов, принятие решения с его последующим оглашением заявителю.
В случае одобрения запроса для гражданина разрабатывают индивидуальную программу с последующим заключением договора.
Социальные услуги предоставляются на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между организацией социального обслуживания и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Гражданам может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний. Они регламентированы Приказом Минздрава России от 29.04.2015 года N216н.
Последние изменения
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!
Посмотрите видео об условиях помещения граждан в интернаты
Обязанности социальных работников: что нового? Вопросы и ответы | Informatio.ru
Когда наступает глубокая старость, остается надеяться только на помощь близких. Если же человек остался один, пресловутый «стакан воды в старости» и не только, ему поднесут социальные службы. В Закон о социальном обслуживании внесены изменения. Что же нового в обслуживании пожилых людей?
Двери Центров социального обслуживания открыты для всех, кто нуждается в помощи и поддержке. Только в Москве сегодня работает 122 таких центра.
Пожалуй, самое главное направление их деятельности – предоставление доврачебных и социальных услуг одиноким гражданам, инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию.
Предоставить социального работника могут каждому, кто нуждается в таких услуг – как на постоянной основе, так и временно (в случае тяжелой болезни или отъезда родственников).
Мне нужен социальный работник – где его получить?
Если возникла необходимость в помощи социальных служб, необходимо подать заявление в центр социального обслуживания или комиссию районного центра. Социального работника вам выдадут только по результатам медицинского заключения. Существует даже такой официальный термин «прием на нестационарное социальное обслуживание».
Кому предоставляются соцработники?
Ниже будут перечислены группы льготников, которые вправе рассчитывать на помощь социальных служб:
- Достигшие пенсионного возраста граждане, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами.
- Несовершеннолетние, семьи с детьми и многодетные семьи, которые оказались в сложной жизненной ситуации.
Нестационарное социальное обслуживание вне очереди предоставляется следующим категориям льготников:
- Инвалиды боевых действий, участники Великой Отечественной войны.
- Одинокие граждане, которые исполнилось 80 лет.
- Инвалиды, которым на момент обращения в Центр социального обслуживания исполнилось 70 лет.
- Граждане пожилого возраста и инвалиды, которые лишены поддержки и помощи и неспособны ухаживать за собой самостоятельно.
Существует отдельная категория льготников, обслуживание которых является первоочередным для сотрудников социальных служб. Речь идет о пострадавших в результате взрыва на АЭС гражданах, супругах погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, реабилитированных после политических репрессий лицах.
Если у льготников имеются живые родные, они получают право на услуги социальных работников только при наличии объективных причин, по которым домочадцы не могут обеспечить надлежащий уход. Например, из-за тяжелой и продолжительной болезни, инвалидности, частых и продолжительных командировок, других обстоятельств.
В каких случаях социальные службы вправе отказать льготникам?
Если обратившийся за помощью гражданин является бактерио- или вирусоносителем, страдает хроническим алкоголизмом, карантинными инфекционными заболеваниями, тяжелыми психическими расстройствами. Ему откажут в социальном обслуживании и в случае активной формы туберкулеза, при венерическом и любом другом заболевании, которое требует лечения в условиях стационара и является заразным.
Что входит в обязанности социального работника?
- Посещение своего подопечного не менее двух раз в неделю.
- Покупка лекарств и горячих обедов, непродовольственных товаров, их доставка на дом из расчета не более 4 кг на одного человека, не более 6 кг для семьи из двух человек, не более 9 кг для семьи из трех человек.
- Приготовление пищи, горячих напитков.
- Кормление подопечного, если в этом есть необходимость.
- Помощь в уборке квартиры.
- Помощь в доставке воды и закупке топлива.
- Сдача вещей в прачечную, их обратная доставка.
- Оплата коммунальных услуг (снять показания счетчика, заполнить квитанцию, внести необходимую плату).
- Написание писем, доставка книг, газет и журналов.
- Помощь при госпитализации, посещении театров и выставок.
- Психологическая поддержка.
- Помощь в получении образования или профессии в соответствии с физическими и умственными способностями человека.
- Правовые услуги, в том числе и оформление документов касаемо ритуальных услуг.
- Другие дополнительные услуги.
Все перечисленные выше услуги в московских Центрах социального обслуживания предоставляются бесплатно. В случае оказания дополнительной помощи с льготника взымается частичная или полная плата за услугу в соответствии с договором организации социального обслуживания.
Что такое разовая услуга?
Если человек нуждается в социальной помощи, но не входит ни в одну из перечисленных выше категорий, он может воспользоваться специальным сектором «Мобильная социальная служба». Он существует для оказания разовых, а также дополнительных услуг, не входящих в перечень базовых.
Приведем пример таких разовых услуг: доставка гражданам технических средств для их реабилитации, оказание услуг по уходу за детьми-инвалидами на дому, сопровождение детей с ограниченными возможностями в учреждения образовательного типа.
Что нового в законе о социальном обслуживании?
Впервые за всю историю законодательство предусматривает оказание социальных услуг негосударственными организациями. Уже сегодня в регионах начали формироваться реестры поставщиков, регистры получателей социальных услуг. В ближайшее время в сети Интернет ожидается появление списков организаций, предоставляющих социальные услуги.
Добавим, что в мире такая практика достаточно популярна. Например, в Европе именно частные компании берут на себя большинство оказываемых в стране социальных услуг. Их работу оплачивает государство.
Аналогичная практика внедряется и в России – впервые в этом году на субсидирование строительства домов престарелых было выделено 160 млн. рублей.
Если же организация работает в сфере социального обслуживания, для нее устанавливается нулевая ставка налога на получаемую прибыль.
На какие документы ссылаться при оформлении социальных услуг.
Согбу "велижский кцсон" — часто задаваемые вопросы
1 Вопрос: Кто имеет право на социальное обслуживание?
Ответ: Граждане признанные нуждающимися в социальном обслуживании с учетом принципа адресности.
- 2 Вопрос: В каких случаях гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании?
- Ответ: Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
- 1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
3. Вопрос:Какие виды социальных услуг предоставляются получателям социальных услуг?
Ответ: Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:
социально-бытовые,
социально-медицинские,
социально-психологические,
социально-правовые,
срочные социальные услуги.
4. Вопрос:Что необходимо для получения социальных услуг на дому, на каких условиях они предоставляются?
Ответ: Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Необходимо подать заявление в письменной форме.
5.Вопрос: Куда должен обратиться гражданин или его законный представитель с заявлением о предоставлении социального обслуживания?
Ответ: В уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ (таким органом является орган социальной защиты населения) или непосредственно к поставщикам социальных услуг.
- 6 Вопрос: Кому социальные услуги предоставляются бесплатно?
Ответ: Бесплатно услуги предоставляются: - 1) несовершеннолетним детям;
- 2) Участникам и инвалидам ВОВ
- 3) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
4.) Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, ниже или равен величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально – демографическим группам населения Смоленской области.
7. Вопрос: Какие документы необходимы для принятия гражданина на социальное обслуживание?
Ответ: Оказание социальных услуг осуществляется на основании следующих документов:
— заявление о предоставлении социальных услуг;
— документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг (документы, удостоверяющие личность и полномочия законного представителя);
— справка, подтверждающая факт установления инвалидности, ИПРА инвалида;
— справка о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;
— справка с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходах каждого совместно проживающего с ним члена семьи (родственника) либо иного лица, обязанного в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечить получателю социальных услуг помощь и уход, за исключением инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
для инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны:
— удостоверение.
8 Вопрос: Как рассчитывается среднедушевой доход при установлении платы за социальное обслуживание?
Ответ: В соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года №1075 учитываются доходы, полученные в денежной форме в том числе пенсии, пособия, стипендии, заработные платы и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином. При этом Правила положений об исключении каких-либо видов доходов, полученных гражданином в денежной форме, из расчета среднедушевого дохода не содержат. То есть ежемесячные денежные выплаты, единовременные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса, учитываются при расчете среднедушевого дохода в отношении получателей социальных услуг.
В составе семьи учитываются супруги, родители и несовершеннолетние дети, совместно проживающие с получателем социальных услуг;
Под датой обращения понимается дата подачи заявления о предоставлении социальных услуг либо дата представления сведений об изменении состава семьи, доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащего им (ему) имущества на праве собственности.
При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:
а) лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
б) лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Расчет среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг.
Среднедушевой доход рассчитывается путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Доход одиноко проживающего гражданина определяется как одна двенадцатая суммы его доходов за расчетный период.
9.
Вопрос: Должны ли при расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг включаться: ежемесячные денежные выплаты, единовременная денежная выплата, выплаты компенсационного характера, различные виды пособий, субсидии, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса?
Ответ: В Постановлении от 18 октября 2014 г. N 1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» в пункте 5 подпункте «Ж» говорится: При расчете среднедушевого дохода учитываются следующие доходы, полученные в денежной форме: пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
В Правилах положений об исключении каких-либо отдельных видов выплат из числа выплат, указанных в пункте 5 Правил, не содержится. Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о включении вышеуказанных выплат в среднедушевой доход получателя социальных услуг, необходимо учитывать их природу и периодичность предоставления.
10 Вопрос: Вправе ли орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг, реализовывать свои полномочия через иные органы и организации в рамках переданных им полномочий?
Ответ:В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, и определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г.
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации.
Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В статье 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Согласно данным нормам наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации.
Также Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает возможность передачи полномочий посредством заключения соглашения.
11. Вопрос: На какой срок может быть разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг, может ли она быть бессрочной?
- Ответ: Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.
- При этом, социальные услуги, установленные в индивидуальной программе имеют сроки их реализации и кратность предоставления в связи с чем, истечение данных сроков свидетельствует о завершении реализации как конкретных социальных услуг, так и индивидуальной программы в целом.
- Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
- В связи с изложенным, составление бессрочной индивидуальной программы, по нашему мнению, не соответствует Федеральному закону.
- 12 Вопрос: Каким образом будут соблюдаться сроки, установленные в статье 17 Федерального закона, при наличии очереди на предоставление социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания?
- Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг.
Утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в соответствии со статьей 8 Федерального закона является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, в случае, если временно отсутствует возможность предоставить гражданину социальные услуги в определенной форме социального обслуживания, в частности, в стационарной, получателю социальных услуг может быть предложена иная форма социального обслуживания, в которой он сможет получить необходимые ему социальные услуги в зависимости от его нуждаемости.
13 Вопрос: Если гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании одновременно в нескольких формах социального обслуживания, каким образом следует оформлять индивидуальную программу предоставления социальных услуг?
Ответ: По нашему мнению, гражданин может быть признан нуждающимся только в одной из форм социального обслуживания. Так, в соответствии с формой заявления о предоставлении социальных услуг, утвержденной приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г.
№ 159н, при ее заполнении гражданин указывает форму социального обслуживания, в которой ему необходимо получение социальных услуг.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления (статья 15 Федерального закона).
В соответствии с пунктом 2 Рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг, утвержденных приказом Минтруда России от 30 июля 2014 г.
№ 500н, при определении индивидуальной потребности рекомендуется установить необходимую форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг получателям социальных услуг, указанным в части 1 статьи 15 Федерального закона.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона исходя из потребности гражданина в социальных услугах составляется индивидуальная программа, в которой указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
Форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг, утвержденная приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 г.
№ 874н, также содержит возможность указания конкретной формы социального обслуживания и видов социальных услуг, предоставляемых в данной форме.
Таким образом, при определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг уполномоченный орган субъекта Российской Федерации должен определить в какой форме социального обслуживания нуждается гражданин.
Выдержка из Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ
- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
- О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года |
- Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
- Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью
- Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
- Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
- Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
- Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
- Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
- Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.
- Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
- Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.
- Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
- Жилое помещение в домах государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания сохраняется за ним в течение шести месяцев.
- Специально оборудованные жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.
- Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
- Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
- Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
- Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
- Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
- по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов;
- по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
- Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
- Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, — список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
- Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
- В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Счетной палатой Российской Федерации.
- Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.