Кем должны утверждаться тарифы на социальные услуги: уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или поставщиками социальных услуг?
Понятие «Поставщик социальных услуг» было впервые введено в 2013 году в ст.3 Федерального Закона №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
поставщик социальных услуг – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. социальное обслуживание – деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.
В соответствии с ст. 9 Федеральным Законом №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013г., гражданин нуждающийся в социальных услугах, имеет право самостоятельно выбрать поставщика социальных услуг.
Это означает, что человек, нуждающийся в социальном обслуживании не обязательно должен получать услуги в государственных организациях социального обслуживания, но по собственному желанию может обратиться за получением социальных услуг и в иную организацию, являющуюся поставщиком социальных услуг.
В соответствии со ст. 25 Федеральным Законом №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013г.
, в каждом субъекте нашей страны существует реестр поставщиков социальных услуг, который представляет собой электронную базу, публикуемую в открытом доступе в интернете, куда заносятся основные данные о поставщиках социальных услуг, а именно:
- название и регистрационный номер организации, являющийся поставщиком социальных услуг;
- дата государственной регистрации юридического лица;
- организационно-правовая форма поставщика социальных услуг (то есть указано является ли организация частным или государственным юридическим лицом);
- полный адрес, контактный телефон и адрес электронной почты поставщика социальных услуг;
- фамилия, имя, отчество руководителя компании – поставщика социальных услуг;
- информация о государственной лицензии, выданной поставщику социальных услуг и информация о результатах проведенных государственных проверок;
- перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг и сведения о формах социального обслуживания;
- тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;
- информация об общем количестве мест и о наличии свободных мест, для приема граждан;
- информация об условиях предоставления социальных услуг;
- информация об опыте работы поставщика социальных услуг;
- а также иная дополнительная информация, помогающая гражданам принять решение при выборе поставщика социальных услуг.
Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы
Стоить отметить, что в данном реестре указаны как государственные так и частные учреждения, оказывающие социальные услуги населению.
Граждане по своему усмотрению имеют право выбрать поставщика социальных услуг, вне зависимости от формы собственности этой организации.
Какие услуги оказывают поставщики социальных услуг?
Существуют разные виды социальных услуг. Их исчерпывающий перечень приведен в ст. 20 Федеральным Законом №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013г, а именно:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
- социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
- социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
- социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
- срочные социальные услуги.
В свою очередь, срочные социальные услуги включают в себя:
- обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
- содействие в получении временного жилого помещения;
- содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
- содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.
Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.
Помимо этого существуют разные формы оказания социальных услуг.
Она закреплены ст. 19 Федеральным Законом №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013г.. В соответствии с ней, услуги могут быть оказаны стационарной (в домах инвалидов и престарелых, реабилитационных центрах и тд) и полустационарной (отделения дневного пребывания, реабилитационные отделы ЦСО) форме, так и на дому.
Какие именно из представленного списка социальных услуг и в какой форме оказывает тот или иной поставщик, можно узнать, ознакомившись с информацией о поставщике, представленной в реестре.
Кто может бесплатно получить услуги поставщиков социальных услуг?
В соответствии со ст. 15 Федеральным Законом №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г., получить бесплатно услуги социальных поставщиков может лицо, признанное нуждающимся в социальных услугах.
В свою очередь лицо признается нуждающимся в оказании социальных услуг, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
- полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
- наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
- наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
- отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
- отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- отсутствие работы и средств к существованию;
- наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
При этом, признать лицо нуждающимся может только уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
Обычно в роли таких организаций выступают районные Центры социального обслуживания.
Список таких центров в городе Москва с актуальными адресами и телефонами, можно найти на сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
То есть, лицо, являющееся поставщиком социальных услуг, таких полномочий не имеет.
После признания лица нуждающимся в социальном обслуживании, по ст. 16 Федеральным Законом №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013г.
, для него составляется индивидуальная программа, где должно быть подробно прописано в каких услугах нуждается гражданин и в какой форме и объеме их необходимо ему предоставить. Данный документ составляется в двух экземплярах.
Один остается в уполномоченной организации, второй отдается на руки получателю услуг.
Индивидуальная программа действительна в течении 3 лет, по истечении которых она должна быть переоформлена. При смене места жительства, индивидуальная программа продолжает действовать до истечение 3 лет с момента ее подписания.
При необходимости добавления какого-либо вида социальных услуг, программа может быть пересмотрена до истечения 3-х летнего срока.
Уже после этого, гражданин имеет право обратиться к выбранному поставщику услуг и заключить с ним договор о социальном обслуживании, на основании ст. 17 Федеральным Законом №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013.
В свою очередь договор содержит сведения о виде, объеме и сроке и условиях предоставления услуг, поставщиком социальных услуг, лицу, нуждающемуся в социальном обслуживании.
Исключение составляют только срочные социальные услуги, которые в соответствии со ст. 21 Федеральным Законом №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013, могут быть оказаны без составления индивидуальной программы и без заключения договора.
В этом случае подтверждением оказания услуг будет являться акт о предоставлении срочных социальных услуг.
В таком акте должны содержатся сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и условиях предоставления этих услуг.
Какие необходимо предоставить документы?
- Для заключения договора с поставщиком социальных услуг необходимо предоставить следующий пакет документов:
- – основанием для предоставления социальных услуг – то есть индивидуальную программу обслуживания, составленную уполномоченной организацией;
- – заявление гражданина на оказание услуг;
- копия документа, удостоверяющего личность гражданина; в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства и гражданство иностранных граждан, предъявляется вид на жительство, выданный УФМС России;
- – документ удостоверяющий личность (или документ, удостоверяющий личность лица, и подтверждающий его полномочия действовать от имени гражданина – при обращении законного представителя);
- – документ, подтверждающего место жительства;
- – документы (сведения), подтверждающие наличие у гражданина обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, послужившие основанием для признания гражданина нуждающимся в социальных услугах;
- -документы об условиях проживания и составе семьи (при ее наличии) гражданина, доходах гражданина и членов его семьи (при наличии), принадлежащем ему (им) имуществе, необходимые для определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
- – медицинское заключение о состоянии здоровья лица (при оформлении социально-бытового обслуживания).
Документы могут быть поданы путем личного обращения гражданина (его законного представителя) в выбранную организацию, предоставляющую социальные услуги либо через МФЦ, а также в электронной форме через порталы ПГУ МОС (https://www.mos.ru/ ) и ГОСУСЛУГИ (https://www.gosuslugi.ru/)
Может ли поставщик социальных услуг отказать в оказании бесплатных услуг?
В соответствии со ст. 32 №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г., если среднедушевой доход семьи превышает полуторную величину прожиточного минимума, поставщик социальных услуг в праве отказать гражданину в оказании бесплатных услуг.
В таком случае, услуги могут быть оказаны за плату, в соответствии с прейскурантом поставщика социальных услуг. При этом общая стоимость услуг в месяц не может превышать 50 процентов от доходов гражданина.
Также в соответствии со ст. 18 №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», гражданину может быть отказано в оказании социально-медицинских услуг при наличии противопоказаний к ним.
Помимо этого, поставщик может отказать в выполнении услуг, прописанных в индивидуальном плане гражданина на основании того, что не занимается оказанием данных услуг. В этом случае, гражданину будет порекомендовано выбрать другого поставщика, оказывающего нужные гражданину услуги.
Проект реализуется при поддержке гранта Фонда Президентских грантов, Гранта Фонда Потанина, ГБУ Дом общественных организаций г. Москвы
Реализация 442-ФЗ | Департамент социальной защиты населения Томской области
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее именуется – Закон).
Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Он предполагает формирование рынка социальных услуг, а это значит, что граждане, нуждающиеся в их получении, должны иметь возможность выбрать для себя наиболее подходящие формы социального обслуживания и услуги, а также поставщика социальных услуг.
- Уполномоченные исполнительные органы государственной власти Томской области в сфере социального обслуживания
- Администрацией Томской области определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Томской области в сфере социального обслуживания: Департамент социальной защиты населения Томской области (в отношении совершеннолетних граждан) и Департамент по вопросам семьи и детей Томской области (в отношении несовершеннолетних граждан).
- Реестр поставщиков социальных услуг
- Поставщиком социальных услуг может быть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
- Для граждан — получателей социальных услуг Закон предусматривает право выбора поставщика социальных услуг из реестра поставщиков того региона, где он проживает.
- Реестр поставщиков социальных услуг Томской области, предоставляющих социальные услуги совершеннолетним гражданам (далее именуется — Реестр) размещен в открытом доступе на официальном сайте Департамента социальной защиты населения Томской области (далее именуется – Департамент).
- Реестр поставщиков социальных услуг Томской области, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним гражданам размещен в открытом доступе на официальном сайте Департамента по вопросам семьи и детей Томской области.
- Включение организаций социального обслуживания в Реестр осуществляется на добровольной основе.
- Для включения в Реестр поставщикам социальных услуг необходимо представить в Департамент следующие документы:
- 1) заявление о включении в Реестр (по установленной форме);
- 2) копии учредительных документов;
- 3) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся поставщиками социальных услуг;
- 4) копия документа о назначении руководителя поставщика социальных услуг;
- 5) копии лицензий, имеющихся у поставщика социальных услуг (при осуществлении деятельности, требующей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирования);
- 6) сведения о формах социального обслуживания;
- 7) перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;
- 8) тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;
- 9) информация об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, о наличии свободных мест, в том числе по формам социального обслуживания;
- 10) информация об условиях предоставления социальных услуг;
- 11) информация о результатах проведенных проверок;
- 12) информация об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет.
Документы могут быть предоставлены поставщиками социальных услуг на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления (заказным почтовым отправлением) либо в электронной форме путем направления электронного сообщения по адресу электронной почты zanina@socialwork.tomsk.gov.ru. Документы, предоставляемые в электронной форме, должны быть заверены электронной подписью.
Решение о внесении поставщика в Реестр принимается Департаментом в течение 10 рабочих днейсо дня поступления всех необходимых документов. О принятом решении о включении (об отказе во включении) в Реестр поставщиков социальных услуг Томской области Департамент информирует заявителя в письменной или электронной форме (по выбору заявителя) в течение 2-х рабочих дней со дня его принятия.
В случаях поступления в Департамент заявления поставщика социальных услуг об исключении его из Реестра, прекращения поставщиком деятельности, а также грубого нарушения поставщиком при предоставлении социальных услуг норм действующего законодательства, поставщик социальных услуг исключается из Реестра решением Департамента.
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг
Закон предполагает индивидуальный подход к установлению гражданину необходимых ему социальных услуг.
Для этого гражданину должна составляться индивидуальная программа предоставления социальных услуг и в течение суток с момента предоставления поставщику социальных услуг индивидуальной программы с гражданином (его законным представителем) заключается договор о предоставлении социальных услуг.
Формы заявления о предоставлении социального обслуживания, индивидуальной программы и договора о предоставлении социальных услуг утверждены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
- Право выбора гражданином поставщика социальных услуг
- Гражданин имеет право выбрать поставщика социальных услуг по своему усмотрению из реестра поставщиков социальных услуг Томской области.
- Права и обязанности поставщиков социальных услуг
- Законом определены права и обязанности поставщиков социальных услуг.
- 1. Поставщики социальных услуг имеют право:
- 1) запрашивать у соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, а также получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;
- 2) отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем;
- 3) быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;
- 4) получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
- Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.
- 2. Поставщики социальных услуг обязаны:
1) осуществлять свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
- 2) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований настоящего Федерального закона;
- 3) предоставлять срочные социальные услуги;
- 4) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
- 5) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
- 6) предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
- 7) осуществлять социальное сопровождение;
- 8) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
- 9) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети «Интернет» и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
- 10) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
- 11) обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
- 12) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;
- 13) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.
- Информационная открытость поставщиков социальных услуг
- В соответствии с Законом поставщик социальных услуг обеспечивает открытость и доступность, в том числе через размещение на своем официальном сайте, следующей информации:
- 1) о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при их наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
- 2) о структуре и об органах управления организации социального обслуживания;
- 3) о форме социального обслуживания, видах социальных услуг, порядке и условиях их предоставления, о тарифах на социальные услуги;
- 4) о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;
- 5) о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);
- 6) о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (наличие оборудованных помещений для предоставления социальных услуг, в том числе библиотек, объектов спорта, наличие средств обучения и воспитания, условия питания и обеспечение охраны здоровья получателей социальных услуг, доступ к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети «Интернет»);
- 7) о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также оплачиваемых в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;
- 8) об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;
- 9) о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- 10) о финансово-хозяйственной деятельности;
- 11) о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре;
- 12) о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и отчетов об исполнении указанных предписаний.
- Региональный государственный контроль в сфере социального обслуживания
Организации (индивидуальные предприниматели), включенные в Реестр поставщиков социальных услуг, подлежат региональному государственному контролю в сфере социального обслуживания, который будет осуществляться уполномоченным органом в порядке, определенном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и постановлением Администрации Томской области от 30.10.2014 № 410а «Об утверждении Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания». В случае выявления нарушений в сфере социального обслуживания орган государственного регионального контроля вправе выносить обязательные для исполнения предписания. Неисполнение данных предписаний будет являться основанием для исключения поставщика социальных услуг из Реестра и, как следствие, невозможность претендовать на бюджетное финансирование.
- Независимая оценка качества оказания социальных услуг
- В целях общественного контроля за деятельностью поставщиков социальных услуг, предоставления получателям социальных услуг информации о качестве оказания услуг организациями социального обслуживания, а также в целях повышения качества их деятельности организуется независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания.
- Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации социального обслуживания; комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления социальной услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организаций социального обслуживания; удовлетворенность качеством оказания услуг.
Справочник поставщика социальных услуг
- Социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
- Социальное обслуживание граждан — деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.
- Виды социальных услуг, предоставление которых может финансироваться из бюджета:
• социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
• социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
• социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
• социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
• социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
• социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
• услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей- инвалидов; - • срочные социальные услуги.
Коды ОКВЭД:
• 73 — научные исследования и разработки;
• 80 — образование;
• 85 — здравоохранение и предоставление социальных услуг;
• 92.61 — деятельность спортивных объектов;
• 92.62 — прочая деятельность в области спорта;
• 92.51 — деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
• 92.52 — деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
• 92.53 — деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.
Деятельность некоммерческой организации, приносящая доход, должна отвечать следующим требованиям:
• осуществляться только, если это предусмотрено уставом организации;
• соответствовать целям создания НКО;
• осуществляться наряду с уставной деятельностью, не подменять собой уставную деятельность;
• сопровождаться ведением раздельного учета доходов и расходов от приносящей доход деятельности и прочей уставной деятельности.
Финансирование из бюджета возможно в следующих формах:
• Предоставление субсидий негосударственным организациям на выполнение проектной деятельности.
• Предоставление целевых потребительских субсидий, т.е. предоставление потребителям сертификатов, которыми можно оплатить услуги любого выбранного поставщика.
• Закупка услуг для государственных и муниципальных нужд в рамках законодательства РФ о контрактной системе.
• Предоставление компенсации расходов на оказание социальных услуг государственным и негосударственным поставщикам, включенным в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ.
Некоммерческие организации могут привлекать средства из небюджетных источников, а именно:
• Осуществлять деятельность, приносящую доход, в том числе оказывать платные услуги населению и юридическим лицам.
• Привлекать средства спонсорской и благотворительной помощи.
• Привлекать средства грантовых программ частных фондов.
- • Другое.
- Поставщик социальных услуг — юридическое лицо любой организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
- Обязанности поставщиков социальных услуг:
• выполнять требования законодательства, регулирующего сферу социального обслуживания;
• предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенными с получателями социальных услуг;
• предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
• выполнять требования законодательства о защите персональных данных, а также соблюдать профессиональную тайну, обеспечивать конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной при оказании социальных услуг;
• предоставлять уполномоченному органу субъекта РФ информацию для формирования регистра получателей социальных услуг. Регистр получателей социальных услуг формируется в субъекте РФ на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг.
Некоммерческие организации имеют право получать бюджетное финансирование и оказывать услуги социального обслуживания и без дополнительных условий.
Однако некоторыми правами, льготами и возможностями для получения финансирования могут воспользоваться только организации, включенные в реестр поставщиков социальных услуг.
Так, без включения в реестр организация не сможет получать налоговые льготы, компенсации за социальные услуги, оказываемые гражданам в рамках индивидуальных программ.
Включение в реестр поставщиков — это право, а не обязанность. Организации социального обслуживания включаются в реестр поставщиков социальных услуг на добровольной основе.
После включения организации в реестр в сети Интернет будет общедоступной следующая информация об организации:
• наименование поставщика социальных услуг;
• дата государственной регистрации;
• организационно-правовая форма (для юридических лиц);
• адрес, контактный телефон, адрес электронной почты;
• фамилия, имя, отчество руководителя поставщика социальных услуг;
• информация об имеющихся лицензиях (при необходимости);
• сведения о формах социального обслуживания;
• перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;
• тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;
• информация об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, о наличии свободных мест, в том числе по формам социального обслуживания;
• информация об условиях предоставления социальных услуг;
• информация о результатах проведенных проверок;
• информация об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет.
Требования к оказанию социальных услуг:
• стандарт социальной услуги (т.е.
основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг);
• правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату;
• требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания;
• перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен предоставить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат предоставлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или предоставляются получателем социальной услуги по собственной инициативе;
• • иные положения в зависимости от формы социального обслуживания, видов социальных услуг.
Поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность следующей информации:
1. о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при их наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
2.
о структуре и об органах управления организации социального обслуживания;
3. о форме социального обслуживания, видах социальных услуг, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на социальные услуги;
4.
о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;
5.
о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);
6.
о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (наличие оборудованных помещений для предоставления социальных услуг, в том числе библиотек, объектов спорта, наличие средств обучения и воспитания, условия питания и обеспечение охраны здоровья получателей социальных услуг, доступ к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети Интернет);
7. о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также оплачиваемых в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;
8. об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;
9. о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10. о финансово-хозяйственной деятельности;
11. о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре;
12. о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и отчетов об исполнении указанных предписаний;
13. о проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания, которая определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
14. об иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок распределения субсидий утверждается нормативно-правовым актом. В разных регионах используются различные формы выделения субсидий, например:
• Проведение конкурсов социально значимых проектов, в рамках которых распределяются субсидии.
• Предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в целях возмещения части затрат, связанных с реализацией социальных проектов на поддержку социально уязвимых категорий населения.
• Включение некоммерческих организаций в государственные и муниципальные программы в качестве соисполнителей.
• Предоставление субсидий некоммерческим организациям, оказывающим те или иные виды социально значимых услуг, на возмещение затрат (на приобретение оборудования, транспортных расходов, аренды помещений и др.).
• Проведение квалификационного отбора организаций, предоставляющих те или иные услуги.
• Предоставление определенным категориям граждан сертификатов на оплату услуг реабилитации (целевых потребительских субсидий).
• И другие.
Требования, которые должны быть выполнены, чтобы организация была допущена до участия в закупках:
1. Непроведение ликвидации участника закупки.
2. Отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
3. Отсутствие решения о приостановлении деятельности участника закупки на дату подачи заявки.
4. Отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год.
5.
Отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера организации судимости за преступления в сфере, либо наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации.
6. Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
Также при осуществлении закупки могут быть установлены дополнительные требования к участникам, к ним относятся:
1. Наличие у участника закупки исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, если заказчик приобретает права на эти объекты по итогам выполнения контракта.
2. Отсутствие сведений об участнике закупки в Федеральном реестре недобросовестных поставщиков.